Анна Матушевская
Развлечение «Мы — казачата»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение "Мы - казачата" для детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленно
ти
Сегодня, 02.12.2020г в ДС "Светлячок" г. Волгодонска, мы, педагоги двух групп компенсирующей направленности, провели развлечение для наших детей "Мы - казачата", в ходе которого познакомили наших воспитанников с бытом донских казаков, с их предметным окружением, рассказали об особенностях одежды казаков и казачек, поиграли с ребятами в казачьи игры
Публикация «Развлечение „Мы — казачата“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Светлячок» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Светлячок» г. Волгодонска)
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«Мы - Казачата!»
Подготовили воспитатели
групп №10, №11
Болдырева И. Н.
Демидова Т. Н.
г. Волгодонск, 2020 г.
Развлечение для детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности.
Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьего куреня.
Атрибуты: атрибуты к играм, шашка, подкова, музыкальный инструмент к песне.
Ход развлечения.
Ведущий: На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Быт людей отмечен веком
Поменялся старый мир
Нынче все мы по сусекам
Лучше или квартир
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Посидим – узнаем, о нашем крае родном!
1 ребенок: Много лет казачьим зовется,
Так и в песнях о них поется
Родной город еще не стар,
Мой родной Волгоград!
2 ребенок: Мы живем и тебя славим
Ты – Волго-Донская земля,
Край родной, курень любимый
Будь цветущим на века!
Под музыку входит хозяйка куреня – баба Матрена в казачьем костюме, вокруг бегают ее внуки и шумят.
Б. Матрена: Что вы мои птички-невелички
Расшумелись, разгалделись?
1 внук: Бабушка, расскажи нам сказку.
2 внук: Ну, пожалуйста, бабуля.
Б. Матрена Расскажу вам правдивый рассказ про великое войско могучее.
Как на родной сторонушке Платов-Атаман
Защищал народ и оберегал.
Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего
Золотятся хлеба, зеленеют луга,
Даль речная лазурью окрашена.
Ребенок: Земли наши широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож
Поезжай хоть за моря, океаны
Но лучше Волго-донского края
Уж поверь – не найдешь.
Б. Матрена: Как на речке то было, на великой реке
Проживали там люди вольные
Все донские казаки.
В казачьей семье у матушки и батюшки был сын Матвей, который рос не по дням, а по часам. Один раз мать вывела ночью 3-х летнего сына в поле, и показала ладонью в небо.
Мать: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
Матвей: Яркие, прямо горят на небе.
Мать: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что это души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш. Они попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.
Матвей: Они и сейчас за мной наблюдают?
Мать: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
Матвей: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Б. Матрена: И вырос мальчик, и стал воином, не зная страха смерти. Ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «Ирий» к прадедам своим.
(Дети выстраиваются полукругом, в центре расхаживает Матвей)
Исполняется русская народная песня «Вдоль по улице молодчик идет.»
Б. Матрена: Жили в этой сторонушке люди работящие, днем рук не покладали, а вечером в игры играли.
Проводится русская народная игра «Ремешок»
Описание игры: Дети сидят по кругу на корточках, глаза закрыты. Водящий с ремешком ходит по кругу и кладет ремешок кому-нибудь за спину. Тот, у кого оказался ремешок за спиной, бежит за водящим, пытаясь его догнать, и несколько раз слегка ударить ремешком. Водящий старается убежать от ремня и занять место того, кто за ним бегает.
Б. Матрена: Повадился в родимую сторонушку враг проклятый похаживать. Да дома
разорять. Пригорюнились все, опечалились.
1 ребенок: Мы все подавлены, разбиты
Пойдем в семью Матвея искать защиты.
(Дети подходят к дому Матвея.)
2 ребенок: Ой, лихонько, ой горюшко!
Оказались мы все в неволюшке
Лютый враг стоптал наше полюшко.
3 ребенок: Не видать нам солнышко красного
Не видать нам месяца ясного,
Если врага не выгоним с Родины –
Станем гадами и уродами.
4 ребенок: Через три зимы и три лета
Не видать нам бела света.
5 ребенок: Что же делать, как нам быть,
Как же врага победить?
Отец Матвея: Нам на это даст старшина ответ
Старый Дед Столет.
Б. Матрена: И отправились всем миром к деду.
Давайте, пока идем, вспомним пословицы
И поговорки о казаках.
Дети: 1. Казак без коня, что солдат без ружья.
2. Казак в беде не плачет.
3. Казак из пригоршни напьются, на ладони пообедает.
4. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
6. Казаку конь себя дороже.
Дед Столет: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие,
Давно я вас ждал-поджидал.
Из-под кочек, из-под пней
Лезет враг оравой.
Гей, казаки, на коней!
И,айда за славой.
А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
Дети: Атаман.
Дед Столет: Кто у вас самый смелый и отважный,
Кому доверите хранить казачье знамя,
За кем пойдете в бой?
Дети: За Матвеем!
За Матвеем Ивановичем Платовым!
Дед Столет: Лишь Платов нам спасенье принесет,
Если в вражеское логово без страха он войдет.
Б. Матрена: Собрал атаман могучее войско.
Оседлали коней ретивых.
Матвей: Нам казакам-молодцам
Супостат не страшен
Богу молится за нас
Мать – Россия наша.
За Отечество свое
Мы врагов проучим
И навеки вознесем
Русь нашу могучую.
Б. Матрена: Едет Матвей с войском, торопится, а вокруг болота непроходимые. Вдруг
заржал конь да остановился. И видит Матвей – бьется птичка в сетях.
Матвей: (распутывая птичку)
Кто же тебя, птичка-невеличка в сети заманил?
Лети к солнцу красному да к небу синему.
Птичка: Ты меня от смерти спас,
Отплачу тебе добром.
И послушай мой наказ:
Не ходи ты босиком
Где ступнет враг – там
Взойдет дурман-трава,
От нее работать лень
И кружится голова.
Тыщу молодцев она
Повалила наповал
Не касайся той травы,
Не сходи с коня – смотри!
Б. Матрена: Отблагодарил Матвей птичку.
Едет, смотрит, а вокруг травы видимо невидимо,
Значит и враг недалече.
И так ему захотелось той травы понюхать.
Матвей: Не согнет меня трава
Не пичужка все же я.
Б. Матрена: (обращается к детям)
Ребятки, надо что-то делать, иначе пропадет Матвей.
Давайте споем песню «Казаки»
Про несокрушимый дух казака.
Исполняется песня «Казаки»
Матвей: Спасибо за помощь, друзья
Не стану я слезать с коня.
Б. Матрена: Снова едет Матвей, смотрит, а вокруг цветы красные невиданной красоты,
но все с колючками.
1 цветок: Идем, Матвей, у нас весело.
2 цветок: Идем, скучать не будешь.
Матвей: Никак снова волшебство. Нет!
Мы не скучаем,
Мы игры начинаем!
Проводится игра «Заря»
Описание игры: выбирается заря с помощью считалки:
- Катилась торба с высокого горба,
А в ой торбе – хлеб, водица,
Кому достанется – тому водиться.
Дети встают в круг, руки за спиной, а один из играющих –
Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
На последние слова «Заря» кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берет ленту, и они бегут в разныестороны по кругу. Кто останется без места, станет Зарей.
Ребенок: Вот счастливые подковы
Если вы бросать здоровы,
Подходите к нам сюда
И бросайте без труда.
Проводится игра «Счастливая подкова»
(дети набрасывают бутафорские подковы на горлышки пластиковых бутылок)
Дед Столет: Молодец Матвей, и это испытание ты выдержал, но чтобы победить
врага, нужна атаманская шашка.
Б. Матрена: Ребята, давайте поможем Матвею.
Ребенок: Мы – донские казачата,
Мудрых прадедов внучата
С острой шашкой и конем
Мы в бою не подведем!
Схватка с врагом.
Ребенок: Засияла в синем небе радуга многоцветная,
Запели птицы голосистые.
Спасибо тебе, Атаман, за то,
Что вы от врага нас спасли.
Б. Матрена: Стали люди на радостях хороводы водить, да пляски плясать.
Исполняется пляска «Русская-плясовая»
Б. Матрена: Ребята, я вам поведала о начале доблестного воинского пути МатвеяИвановича Платова. Он уже в 19 лет командовал полком. Участвовал во всех войнах и больших походах его времени. Он был войсковым атаманом
великого Донского войска.
Ребенок: Лейся песня, звени по полям,
Дружно мы живем в нашем крае
О героях не забываем,
Край любимый величаем!