Нима Балдагуева
Сценарий развлечения для старшей группы «Знакомство с праздником Сагаалган»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с праздником Сагаалган».
(старшая логопедическая группа)
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2ведущий: Амар мэндэ, хундэтэ нухэдууд!
1 ведущий: В праздник белого месяца
Как у нас повелось,
Людям надо встречаться,
Чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Публикация «Сценарий развлечения для старшей группы „Знакомство с праздником Сагаалган“» размещена в разделах
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Чтобы небо над взгорьем,
Голубело всегда
2 ведущий: Шэнэ жэлээр
Шэнын нэгээр
Сагаан hараар
Сагаалганаар!
Амар мэндэ, амар мэндэ!
1 ведущий: По восточному календарю каждый наступивший год имеет название одного их животных. Давайте, по порядку перечислим их. Как же животные стали символами восточного календаря? Рассматривание лунного календаря.
Послушайте одну легенду:
Легенда о том, как Нефритовый император выбрал двенадцать животных, каждое из которых правит годом раз в двенадцать лет.
Нефритовый император правил небом и всем, что находилось на небесах. И он никогда не спускался вниз на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех существ живущих на земле. Как-то вызвал император к себе своего главного советника.
- Я уже долгое время правлю небесами, - сказал император советнику, - но я ни разу не видел этих странных животных и не знаю, как они выглядят. Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?
- На земле тысячи различных существ – ответил императору советник, - одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится очень много времени, чтобы собрать все земные существа. Неужели Вам хочется увидеть их всех?
- Нет, я не могу тратить столько много времени. Отбери мне двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.
Советник перебрал в голове всех животных, которых знал, и решил, для начала, позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Так же он отправил приглашения быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором завтра в 6 часов утра.
Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости другу коту. Кот тоже очень обрадовался, но встревожился, что в 6 утра это очень рано и он может проспать. Поэтому попросил крысу вовремя разбудить его. Всю ночь крыса думала о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним перед императором. И решила, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, - это не будить его утром.
В шесть часов утра все животные кроме кота выстроились перед Нефритовым императором, который принялся, не спеша, рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику и сказал:
- Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?
Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое повстречается ему. Слуга спустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.
- Прошу тебя, остановись, - взмолился слуга. - Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед самим правителем небес.
Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свою свинью. И она в тотчас была доставлена на небо.
А в это время крыса, испугавшись, что останется незамеченной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку - ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога. Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.
Когда церемония подошла к концу, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить, из-за того, что она не разбудила его. Вот поэтому то и по сей день, кот и крыса остаются злейшими врагами.
А теперь послушаем наших гостей – ребят подготовительной группы, они споют песню на бурятском языке «Сагаалган».
2 ведущий: Название праздника Сагаалган произошло от слова «сагаан», что означает «белый» или выражение «сагаан сарa», то есть «белый, светлый месяц», в символике цветов белый цвет связан с понятием добра, благополучия, чистоты, счастья. В этот день накрывают богатый стол, угощают гостей белой пищей ( молочными продуктами: творог, сметана, аарса, саламат, молоко, пенка молочная, варят много мяса бухэлёор, делают буузы, стряпают боовы. Угощают своих гостей и сами ходят по гостям. Дети ждут этого праздника весь год, готовятся к нему: учат песни, стихи, танцы. Показывать картинки.
1 ведущий: А сейчас наши гости прочитают стихотворения на бурятском языке
Сагаан хулнэгээр, сагаалганаар!
Зулай сагаан
Зурын заягаа Хушуураар
Мунгэн урэжэл талаараа
Мянган зоноо жаргуулаад
hайхан юм даа буряаднай
hаруул ехэ нютагнай
Шэнэ жэлээр
Шэнын нэгээр
Сагаан hараар
Сагаалганаар
Амар мэндэ, амар мэндэ!
2 ведущий: посмотрите на хадаки, они все разного цвета, сейчас я вам расскажу, что обозначает каждый цвет. Показать картинки.
Начиная с первого дня Сагаалгана все поздравляют друг друга, младшие поздравляют старших, дети поздравляют своих родителей, друзей, родственников. Дарят подарки, преподносят хадаки – это знак уважения. Все веселятся, танцуют, поют песни. Играют в игры, водят хороводы Ёхор. Показать картинки.
А теперь мы все встанем и поздравим с праздником, произнесем слова поздравления: «Сагаан hараар! Сагаалганаар!» (повторить 3 раза)
Песня «Баахарга»
У нас в республике много замечательных композиторов и поэтов, которые воспевали любовь к родному краю. Одни из них пишут песни для детей. Сейчас ребята подготовительной группы споют песню про медведя. Звучит фонограмма песни «Баахарга»
1 ведущий: А теперь время игр! Игра «Шоно ба хурьгад» в переводе «Волк и ягнята»
Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», — говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: - ягнята держатся друг за друга и за овцу; - волк может ловить только последнего ягненка; - ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы; - волку нельзя отталкивать овцу.
2 ведущий:
Ну а теперь следующая игра для девочек. Игра «Зун, утаhан, зангилаа», переводится «Иголка, нитка и узелок».
Суть игры. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: - иголка, нитка, узелок держатся за руки; - их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
1 ведущий: Молодцы, посмотрите, какие у все ребята проворные и ловкие!
2 ведущий: Замечательный у нас сегодня праздник, мы узнали много нового и интересного о праздновании Сагаалган.
Ну и в завершении приглашаем всех детей на глобальный Ёхор! (все дети встают круг и танцуют Ёхор по показу ведущих).