Юлия Рукас
Развлечение для дошкольников «Мир опытов и экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для дошкольников «Мир опытов и экспериментов»
Цели и задачи:
привлечь внимание детей к экспериментированию;
познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;
научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой,
Публикация «Развлечение для дошкольников „Мир опытов и экспериментов“» размещена в разделах
емкости и сосуды разной формы и размера,
банки с холодной водой,
подставка под горячее,
йод,
крахмал,
2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов,
2 апельсина,
мерные ложечки,
пипетки,
пинцет,
соломинки для коктейля.
таблетки глюконата кальция, сухое горючее, спички
Выходят 2 человека в халате и очках, наводят порядок на рабочих столах и полках.
1Ученый: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Почемучкин.
2Ученый: А я профессор Всезнайкин.
1Ученый: Сегодня мы приглашаем вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
2Ученый: БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
- Мне нужны два помощника.
(Выбирает двух детей из зала, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, ДП обращается с вопросами к залу).
- Что мы видим? ( Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? ( Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? ( Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
- Почему пузырьки не остаются в воде? ( Дети: Потому что воздух легче воды)
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
1 Ученый: - Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. ДП побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? ( Дети: апельсинами) .
- Значит, что лежит в этом пакете? ( Дети: апельсин. ДП открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки) .
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (ДП вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете) .
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? ( Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами) .
- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают) .
- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
- А, что надо мыть? Уши? Шею? ( Дети: руки).
2 Ученый: - Это, да! Хорошо! Но профессор Всезнайкин мне еще говорил, что надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (ДП достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).
Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы, картинки или изображения на мультимедийном экране) .
1 Ученый:- А вы знаете,что у воды есть еще одно свойство-вода может склеивать. Проверим?
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием, но когда высыхает….
2 Ученый: - А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? ( Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
- Следующее превращение! Вот посмотри без красок с помощью йода и крахмала можно получить разные цвета от желтого до синего. Вода и йод нам дадут желтый оттенок воды, а вода, йод и крахмал - получится синяя вода.
Для проведения эксперимента понадобятся : вода, йод, крахмал и стеклянная колбочка.
1. В колбу с водой растворяем каплю йода - получаем жёлтую воду.
2. Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.
(Предлагает добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал).
1 Ученый: - А теперь немного волшебства…Мы покаем вам волшебный опыт «Фараонова змея». Химический опыт, который вы с легкостью сможете повторить в домашних условиях. Наверняка вы слышали о «фараоновых змеях». А возможно даже наблюдали на лабораторных работах за этим удивительным явлением. Используя простой, дешевый и безопасный реактив, вы сможете сами удивить своих близких и друзей. Суть всего химического опыта состоит в нагревании таблетки глюконата кальция на сухом горючем или любым другим способом. В домашних условиях можно использовать газовую плиту. В результате реакции глюконат кальция при нагревании распадается на углерод, оксид кальция, углекислый газ и воду. Пористая структура змеи обеспечивается обильным выделением углекислого газа.
Из одной таблетки получаются «фараоновы змеи» размером порядка 10-15 сантиметров серого цвета за счет оксида кальция (белый) и золы (она же углерод черного или серого цвета) от органической части исходной соли. Данный опыт наглядно показывает нестойкость карбоната кальция к нагреванию.
1. Поджигаем сухое горючее.
2. Кладем несколько таблеток глюконата кальция на горящее сухое горючее.
Итог: при термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется так называемая "фараонова змея". Это результат термического разложения глюконата кальция, в результате которого образуются оксид кальция, углерод, вода и углекислый газ. Светло-серый оттенок "змеи" получается в результате реакции оксида кальция, а увеличение объема вещества - в результате выделения углекислого газа.