Светлана Казьмина
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Старый бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Закрепить и расширить знания о жизни и деревенском быте русской деревни. Обогащать музыкальные впечатления детей. Учить в хороводе соотносить проговаривание речевого текста с выразительными движениями рук.
Материал. Зал украшен вышивками, вязанием, поделками из подручного материала. На заднем плане стоит русская изба с открытым настежь окном. На большом сундуке висит замок. Сундук покрыт домотканой дорожкой. На столе стоит самовар, в углу прялка. За прялкой сидит баба Катя.
Публикация «Развлечение для детей старшего дошкольного возраста „Старый бабушкин сундук“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2019
Ход развлечения.
Звучит грамзапись русской народной песни «Летят утки». Слышен стук в окошко. Это в гости к бабе Кате пришли девчата.
Первая девочка: Баба Катя, здравствуй!
Баба Катя: Здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали, девоньки?
Девочки: На огонек зашли. Можно?
Баба Катя: Заходите, места не жалко!
Первая девочка: Спасибо, баба Катя!
Баба Катя: Проходите, проходите, мои ненаглядные. Самовар готов, чайком угощайтесь, пироги мои попробуйте. Напекла, а есть-то некому!
Вторая девочка: Зачем много печешь, баба Катя?
Баба Катя: По привычке, девонька, по привычке. Раньше семьи больше были, вот и пекли много.
Третья девочка: Баба Катя, какой у вас сундук большой, пузатый. Да под замком! Видно, в нем много добра.
Баба Катя: Это теперь у вас стенки да шкафы, а у нас все добро в сундуках хранится. Хотите, покажу, что я в сундуке храню?
Девочки: Покажи, бабушка. (Баба Катя достает из кармана ключ, открывает замок и, перекрестившись на образа, открывает сундук).
Баба Катя: Не напирайте, девоньки, все покажу, про все расскажу. Только плату с вас за это возьму…
Девочка: А чем заплатить?
Баба Катя: Плата пустячная. Кто споет, кто спляшет, кто отгадает, про что спрошу – вот и вся плата. (Достает из сундука траву). Вот вам, девоньки, трава, трава разная, а зачем она тут, как думаете?
- Это полынь. Она от клопов, от тараканов и моли спасает.
Баба Катя: А вот мята. Понюхай, голубонька, в ладошке-то разотри листок – другой да к носу поднеси. Головенка-то твоя и закружится. Лето вспомнится, чаю с мятой захочется.
- А вот зверобой.
- А вот малина.
- Смородина.
Баба Катя: Возьмите всех трав понемножку, разомните, разотрите, да в заварник положите, кипятком крутым залейте, да заварничек на самовар поставьте, платочком укройте и меня, голубоньки, послушайте.
Это крапива. Ей – великая честь. Крапива, она жгучая, кусается. А пользы от нее много. Весной из молодой крапивы борщ зеленый сварить можно, яичком приправить, сметанки добавить - за уши не оттянешь. Из крапивы-то краски раньше делали, лен красили. Лекарства всякие из крапивы делают от простуды, от кашля. Цыплятки, утятки, поросятки ох как от крапивы-то растут. А еще крапивой лечат тех, кто в чужой огород лазает, чай, сами знаете про это.
Первая девочка: Ой, девочки, поглядите, какая смешная кукла!
Баба Катя: Смешная, говоришь? Ан нет! Это моя любимая Маша, мне ее моя бабушка сладила, а платье мы с ней вместе сшили. Лапотки ей сплел дедушка. Бабушка моя мастерицей была на все руки: куклу сделать, корзинку сплести, вышивать, вязать, ткать, песни петь и плясать – все умела. Знала много потешек – приговорок, песен колыбельных. А из вас кто знает колыбельные песни? (Девочки поют колыбельные песни). Грудного младенца, что в зыбке лежит, как проснется, гладила по животику, рукам, ножкам, приговаривала: «Потягушеньки – подрастушеньки». А сколько заговоров на ушибленное место, на больной зуб помнила.
У сороки боли, у вороны боли,
У Катеньки заживи.
А вы такие заговоры знаете? (Дети вспоминают заговоры от боли).
Слышится стук в окошко, звуки гармони.
Баба Катя: Ой, гармошка! Знать, пришли ребята – пострелята.
Первая девочка: Пустим, что ли, баба Катя?
Баба Катя: Озорничать не станут?
Мальчики (в окно) : Не будем!
Баба Катя: Заходите, только выкуп платите: песня да пляска, частушка да сказка.
Мальчики: Это мы можем, сколько хочешь напоем, напляшем, да тут девки наши, с ними будет веселей.
Гармонист:
Развернись, гармонь, пошире,
Расступися, хоровод!
Полновластная хозяйка –
Песня русская идет.
(Дети исполняют русскую народную песню «Вдоль да по речке», обыгрывают с куклами, народными инструментами).
Баба Катя: Ну вот, наслушалась и напелась, словно в молодость попала. Даже на душе легче стало.
Гармонист: Баба Катя, а что сундук-то твой открыт?
Баба Катя: Да вот девчата попросили показать, что в сундуках в старину хранили. А вот эта балалаечка осталась от мужа моего. Ох, и поиграла на своем веку, сердечная. Давно на ней не играли, сыграйте хоть вы на ней да частушки заведите. (Дети поют частушки).
Вторая девочка (достает венчальное платье) : Баба Катя, а чье это платье?
Третья девочка: И фата… (обе примиряют).
Баба Катя: Ишь вы, сороки – белобоки. Мое это подвенечное платье и фата моя.
Третья девочка: Красота! Кружева-то какие!
Баба Катя: Вручную связаны, самым тонким крючком, из самых тонких ниток. А еще невеста готовила себе приданое: стежила одеяло, собирала пух на подушки и перину, расшивала наволочки и скатерти. А прежде ткала на станке полотно. Вышивала рушники, милому рубашку. Долгими зимними вечерами все это делали. Соберутся у кого-нибудь со своим рукоделием и шьют, вяжут, вышивают. И поют, конечно, все. Ну-ка, спойте мне песню, красавицы!
(Звучит песня «Прялица», русская народная мелодия).
Баба Катя: А веселиться-то как умели, праздники праздновали, играли в игры.
Первая девочка: А в какие игры вы играли, баба Катя?
Баба Катя: Много игр было. Например, игра «Бабушка Маланья».
(Русская народная игра «Бабушка Маланья».
Играющие образуют хоровод, в его середину встает ведущий все запевают:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С такими ушами,
С такими глазами,
С такой головой,
С такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями.
Ничего не ели,
На нее глазели,
Делали вот так.
На последнем слове играющие присаживаются на корточки, согнутые руки подпирают подбородок. Ведущий показывает какое-нибудь движение, все его повторяют. Затем выбирают другого ведущего, и игра продолжается).
Баба Катя: Ну вот, меня развеселили и себя потешили. Приходите еще. А сундук – дело наживное. Только скажу я вам не в добре, что нем спрятано, дело. Копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу. Дом богат любовью, детьми, трудом и песнями. В старине говаривали : «Где любовь, там и согласие».
Литература:
1. Живой родник: Программа для дошкольных образовательных учреждений. Вып. 2. - Северск, СТИ ТПУ, 2000. - 203с.