Кореева Елена Александровна
Проект «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, библиотека.
Целью проекта является формирование у детей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.
Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.
Публикация «Проект „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ.
Задачи.
1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.
2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.
3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.
4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.
5. Познакомить детей с традиционными ремеслами, дать комментарии к использованию некоторых «предметов-помощников».
6. Продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.
Актуальность проекта.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Методическое обеспечение.
Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно - методическое пособие. С. -Пб. «Детство-Пресс». 1998.
Бударина Т. А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С. -Пб. «Детство - Пресс». 1999.
Пособия для детей.
«Город чудный, город древний». М. «Карапуз». 1997.
«Малышам о Москве». Минск. «Белорусский дом печати».1997.
А. Иванов «Как неразлучные друзья дом охраняли». Тверь. «Аст-Пресс».1996.
А. Иванов «Как неразлучные друзья в огне не горели». Тверь. «Аст-Пресс».1996.
Г. Зайцев «Уроки Айболита». С. -Пб. «Акцидент». 1997.
Итог проекта:
- создание фотоальбома «Чудеса из сундука»;
- создание ежемесячной групповой газеты «Солнечные лучики»;
- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.
Содержание работы
Познание: Рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество, плетение из бересты, бортничество и др.);
Знакомство с народными приметами (по временам года);
Чтение познавательных сказок;
Опыты с глиной, землей, песком, водой и т. д. ;
Рассказ воспитателя об отношении людей к явлениям природы в древности;
Создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;
Рассматривание бересты, березовой коры;
Беседа «На чем писали дети много лет назад»;
Знакомство с берестяными грамотами;
Обсуждение «А каким вы представляете древний детский сад»;
Ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;
Беседы о декоративно-прикладных промыслах;
Рассматривание изделий (Гжель, Хохлома);
Познавательные вечера по теме
«История вещей» (откуда пришла матрешка, первые берестяные погремушки, деревянные ложки и др.);
Речевые ситуации «Если бы я был., то.»; «Как поступить, если…» и. т. д;
Сочинение сказок о природе, явлениях;
Драматизация сказок по выбору детей;
Беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;
Отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;
Обсуждение и пояснение народных примет (зимних, весенних, летних, осенних);
Составление словаря «незнакомые слова», знакомство с диалектами, непонятными словами, словами - перевертышами;
Создание условий для сюжетно-ролевых игр «Строим древний город», «Деревня», «Семья»,;
Игры-драматизации «Ходит заинька», «Лень», «У колодца» и др.
- Народные игры:
- подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка);
- хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)
Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей;
Безопасность •
Разбор проблемных ситуаций «как быть, если заблудился», «Можно ли одному уходить» и тд. ;
• Беседы «На чем ездили прапрадедушки и прапрабабушки?», «Когда появились правила дорожного движения»,;
• Совместная разработка правил безопасного поведения на участке, в группе, в транспорте;
• рассматривание иллюстраций с изображением телеги, конки и пр. ;
• чтение сказок с додумыванием окончания «Волк и лошадь», «Под телегой»;
• коллективное обсуждение правил при игре:
1. с песком;
2. крупным строителем;
3. в уголке экспериментирования;
4. в творческой мастерской;
• составление «карты-плана» группы, участка, территории детского сада.
Здоровье Рассказы воспитателя по темам «Что носили в старину», «Во что играли на улице зимой (летом)».
«Почему так любили овощи и что сажали чаще»
Беседы и дегустации «Лакомства из сундука» (пряники, петушки, сушки, и тд)
Чтение энциклопедии «Азбука здоровья».
Игры «Хорошо-плохо», «Съедобное-несъедобное».
Физическая Культура
Разучивание физкультминуток (о природных явлениях, ремеслах, овощах, дом животных);
Стихи с движениями;
Обогащение двигательного опыта детей через игры-путешествия;
Придумывание своих необычных движений;
Тематические занятия совместно с физ. руководителем;
Творческие задания «Покажи как»;
Разучивание народных игр «Лапта», «Городки», Ловишки».
Труд
Рассказы воспитателя «Чем занимались прадеды», «Народные ремесла», цикл рассказов о рукоделии;
«Растения, которые выращивали в старину»;
Игра-развлечение «Лоскутное одеяло»;
Мастер-классы с родителями по изготовлению народной игрушки из ткани, глины.
Чтение художественной литературы
Сказки
- «Пузырь, соломинка и лапоть;
- «Арысь – поле»;
- «Диво дивное, чудо чудное»;
- «Мороз, Солнце и Ветер»;
- «Снегурочка»;
- «Рыбка и головастик» (Б. Н. Сергуненков);
- «Сова «(В. Бианки);
- «Медведь и солнце» (Н. Сладков);
- «Сто умов» (алтайская);
- «Почему кот моется после еды» (литовская).
Русские сказки по народным сюжетам (серия «Покатигорошек», «Сказка о двух сестрах», «Скатерть-самобранка и кошелек-самотряс» и др.).
Рассказы
Л. Толстой «Филиппок»;
О. Емельянова «Деревенские рассказы»;
Ю. Бронский «Терем Юрия Онциферовича».
Стихотворения
- «Круговорот» (И. Гурина);
- «От чего зависит погода?» (А. Усачёв);
- «Природные явления» (С. Олексяк);
- дразнилки в стихах, цикл стихов В. Степанова «Взрослым и детям обо всем на свете»;
Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.
Чтение глав из книги «Народный календарь».
Художественное творчество
Рисование
- опыты с красками;
- игра «Темное - светлое»;
- Игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое,);
- Коллективная работа «Солнце»;
- Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т. д.);
- Рассматривание элементов народных росписей, составление орнаментов.
- Учимся нетрадиционным способам рисования (способы «свеча+ акварель», «соль и гуашь», рисование кефиром, рисование мыльной пеной).
- Творческие задания «Узоры». «На что похоже».
- Выставка творческих работ «Рисуем я и мама».
Лепка (соленое тесто, глина, пластилин);
- лепка «Дикое животное»;
- опыты с глиной (свойства материала);
- организация выставки «Это все из глины» в рубрике «Наш музей»;
- «Необычные цветы» - в технике смешивания пластилина;
Ручной труд
- Поделки из природного материала (шишки, желуди, семена и т. д.);
- Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги, бересты, ткани;
- Изготовление вертушек для игр с ветром;
- Коллективная работа «Мое село»;
- Знакомство с техникой составления коллажа;
- Создание панно из листьев, цветов;
- Оформление книжек-малышек;
«Мой любимый цветок»,