Ольга Калашникова
Развлечение по мотивам национального фольклора и традиций для детей старшего дошкольного возраста «Рождение девочки Недко»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Рождение девочки Недко»
[/b]
Национально-региональный компонент (народы Крайнего Севера – ненцы).
Задачи:
Образовательные:
• Углубить знания детей о родном крае, о культуре, обычаях, традициях народов Крайнего Севера, о ненецких играх, о национальных игрушках.
Публикация «Развлечение по мотивам национального фольклора и традиций для детей старшего дошкольного возраста „Рождение девочки Недко“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
• Продолжить знакомство с музыкальными произведениями, фольклором северных народов.
• Совершенствовать речь детей, развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, посредством знакомства с окружающим миром.
Развивающие:
• Развивать у детей ловкость, смелость, быстроту движений, фантазию, внимание при проведении подвижных игр.
• Развивать интерес к творчеству северных поэтов и музыкантов.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родному краю, к природе, уважение к людям коренной национальности - ненцам, их быту, культуре, традициям, способствовать формированию патриотического самосознания, межэтнической толерантности.
• Воспитывать у детей умение играть дружно, соблюдать правила игры.
Методы и приёмы:
Художественное слово, социо - игровые технологии, национальные подвижные игры, динамическое упражнение, упражнение для глаз, музыкальное сопровождение, демонстрация национальных костюмов, игрушек, словарная работа.
Предварительная работа:
Заучивание наизусть стихов о нашем крае.
Рассматривание иллюстраций «Ямал – мой край родной».
Экскурсия в Центр детского туризма и краеведения с целью рассматривания экспонатов, национальных игрушек, домашней утвари, знакомства с творчеством северных поэтов и композиторов.
Словарная работа:коренные жители, сукно, нарта, ягель, россыпи яшмы, первозданно, чистейшая лазурь.
Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Холодные льдинки», динамического упражнения «Мороз и вьюга», упражнения для глаз «Поиграем со снежинкою».
Слушание музыкальных произведений, знакомство с устным народным творчеством.
Интеграция образовательных областей.
О. о. «Познание», О. о. «Социализация», О. о. «Музыка», О. о. «Коммуникация»,
О. о. «Чтение художественной литературы», О. о. «Безопасность»
Ход мероприятия:
Педагог.
Солнышко, здравствуй,
Музыка, здравствуй!
Праздник сегодня,
Самый прекрасный.
На день рожденье
Этом чудесном
Будет гостям нашим всем интересно.
Здравствуй, мой родной Ямал! Земля, на которой снег блестит как хрусталь, а летом заросли ягеля и мха похожи на россыпи яшмы. Небо, как чистейшая лазурь, а озёра первозданно прозрачны. Это наша Родина.
Ребёнок.
Как белая оленья шкура,
Который век, который год
Лежит огромной белой шкурой
У ледяных своих ворот.
Ребёнок.
Лежит огромной белой шкурой
И движется по ней зима
И солнце зимнее присело
На край пологого холма.
Педагог.
Как прекрасны люди, которые живут здесь.
У каждого народа свои традиции, обряды и обычаи. Сколько радости, сколько счастья приносит в мир родившийся на свет новый человек.
Сегодня в роду Айваседо праздник, на свет появилась девочка по имени Недко.
Ребёнок.
Наша маленькая девочка,
Девочка в своей ягушечке.
Похожа на птицу Хурюха,
Хорошая она, милая она,
С вьющимися волосами,
С румянцем на лице.
Две её большие щеки,
Как два солнца горят.
(в это время около чума девочка качает куклу и исполняет колыбельную песню)
Колыбельная песенка
Ребёнок Баю – баю, убайчи,
Балу – лэа, убайчи.
Одеяло из мехов
Легче летних облаков.
Ночь, как тень – прозрачней тени,
Где –то харкают олени.
Утуй – утуй, убайчи,
Усни – усни. убайчи.
Тундра мохом поросла
И оленям нет числа.
Бродят дикими стадами
С наклонёнными рогами.
Сегодня в роду Айваседо праздник. На свет появилась маленькая девочка. Для неё уже приготовили такую чудесную люльку.
Ребёнок.
Люлька – это первое жилище маленького тундровика. Здесь малыш проводит всё своё время. Она отлично приспособлена к кочевому образу жизни. Лёгкую и прочную её без труда можно переносить в руках, перевозить в лодке, привязывать к нарте, чумовым шестам или просто к ветке дерева. Люлька изготавливается к рождению первенца. Может достаться детям по наследству от дедов и является самым дорогим предметом быта у северян. Служит человеку так долго, пока в чуме слышится детский плач.
У северных народов младенец имеет две люльки: дневную и ночную. Дневная называется верхней, ночная – нижней. Дневная люлька обращена к свету. Ночная люлька – к темноте.
От красивой колыбели светлей и радостней в чуме, взрослые и дети становятся добрее и внимательнее друг к другу. В семье, где люлька не пустует, нет места тоске и унынию. В ней надежда на то, что дети вырастут и будут достойны своего рода, что они будут любить родную северную землю.
Малышу в люльке нельзя без колыбельной песни, в которой выражается вечная тема добра, радости, любви. Мать сама сочиняет колыбельную песню. Через которую передаёт малышу частицу своего сердца, души, мечту о прекрасном будущем своего ребёнка.
Колыбельная песенка «Тэтэль - Вэтэль»
Песню исполняет группа девочек (из средней санаторной школы - интернат для детей коренных народов).
Педагог.
Все дети любят играть в игрушки. Мы сегодня дарим Недко самодельную куклу «АКАНЬ».
Ребёнок.
Первыми игрушками у девочек были куклы, изготовленные из утиных клювиков. Маленький утиный клювик, его используют, чтобы сделать куклу – младенца. Чёрный клюв, чтобы сделать куклу – женщину. Чёрный с жёлтым, чтобы сделать куклу мужчину, дедушку, бабушку.
Лебединый клюв, чтобы сделать куклу шамана.
У северных детей кукла называется «Акань». Куклы всегда были рядом со своими маленькими хозяйками.
У каждого ребёнка комплект игрушек: дедушка, бабушка, отец, мать, дети(2 – 3) куклы и нарядная люлька с младенцем. У каждой куклы набор красивой одежды: малица, ягушка, кисы, платок, украшения.
Педагог.
Сейчас эти игрушки являются музейной редкостью, но кое – где в тундре ещё можно увидеть наряды кукол с головами из утиных клювиков
Песня «Сингокоте» (исполняют воспитанники школы – интернат)
Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер»
Наперекор морозам и вьюгам
Солнце взошло над Полярным кругом.
Пусть мороз трещит.
Вьюга в поле кружит –
Малышам – крепышам
Не страшна стужа.
Чтоб не мерзли наши щечки,
Разотрём мы их немножко.
Вот так, вот так разотрём мы их немножко.
Чтоб не мёрзли наши ручки.
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так, вот так мы похлопаем в ладошки.
Чтоб не мерзли наши ножки
Мы потопаем немножко.
Вот так, вот так мы потопаем немножко.
Чтоб не мёрзл наш язычок,
Все подуем мы разок.
Вот так, вот так все подуем мы разок.
Нам мороз теперь не страшен, все мы весело попляшем.
Педагог.
Сегодня в роду Айваседо праздник. Сколько подарков, гостей у маленькой Недко, с вьющимися волосами, с румянцем на лице.
Сегодня мы всех детей научим играть в ненецкую подвижную игру: «Хейро»
Здравствуй, ХЕЙРО, красное солнце.
Здравствуй, ХЕЙРО, тепло и свет.
От детей, матерей и отцов.
Пришли нам горячий привет
Подвижная игра «ХЕЙРО»Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед и на каждый шаг говорят «ХЕЙРО» (СОЛНЦЕ). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются. Когда солнце медленно встаёт, выпрямляется, вытягивает руки вперёд.
(Игроки должны увертываться от солнца. На сигнал «РАЗ -ДВА - ТРИ» - в круг скорей беги», дети, которых ведущий не задел – возвращается в круг.
Ребёнок.
Радуйтесь дети,
Пляшите дети.
Забыв, что вам щеки морозит мороз.
Сегодня в тундре родился ребёнок
В упряжке оленьей я вам танец привез.
Танец «Увезу тебя я в тундру»(исполняет группа детей)
Педагог.
Мы желаем нашей девочке расти здоровой и послушной. Пусть её глазки будут зоркими, чтобы она красиво вышивала национальные узоры.
Упражнение для коррекции глаз.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё … На землю улеглись.
Глазки закрываем.
Глазками моргаем.
Глазки открываем.
Все мы отдыхаем.
Подвижная игра «ЛЬДИКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»
Играющие встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
прозрачные льдинки.
Сверкают, звенят…
Делают хлопок на каждое слово – сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «дзынь - дзынь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
(Выигрывают дети, у которых в кругу оказалось большое число игроков). Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся, дети берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «ВЕТЕР» или «МОРОЗ». В игру желательно включать разные движения: подскоки, бег, боковой галоп и т).
Педагог.
Игры, шутки, развлеченья,
Угощенья разные.
День рожденья, день рожденья
Все мы дружно празднуем.
Итог:
Педагог.
Мальчишки, девчонки, папы и мамы.
Единой семьёй свой очаг берегут.
Чтоб звонкие песни, легенды и танцы
Под бубен шамана звучали вокруг.