Алла Петрухина
Консультация «Развиваем фонематический слух»
▼ Скачать
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать нашу речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Особенно необходимо развивать фонематический слух детям. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Соответственно он может не замечать, что его речь не всегда понятна для окружающих. В начальной школе фонематический слух должен быть развит хорошо, от него зависит как ребёнок услышит слово, которое нужно записать. А если ребёнок не может различать речевые звуки в будущем это может привести к большим проблемам в обучении.
Публикация «Консультация „Развиваем фонематический слух“» размещена в разделах
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Цель игровых упражнений для развития фонематического слуха – научить ребёнка слушать и слышать. Формировать фонематический слух необходимо начинать с различения неречевых звуков и слухового внимания – звуки музыкальных инструментов, шум листвы, пение птиц, звуки воды и т. д. Играть можно с 2-х лет, если у ребёнка появилась фразовая речь или он может показать предмет который услышал.
«Отгадай, что звучит». Взрослый за спиной у ребёнка звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, назвать и показать. (звуки можно менять, а усложнить задание – их количеством.).
«Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает справа, слева, позади ребенка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза рукой показать направление.
«Громко — тихо». Положить перед ребёнком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить узнать, где маленький барабан, а где большой. Игру можно проводить не только с барабаном, но и другим музыкальным инструментом на Ваш выбор.
«Шумящие мешочки». Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку встряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.