Папки-передвижки

Интеллектуальные развивающие игры Б. П. Никитина

Татьяна Побединская
Интеллектуальные развивающие игры Б. П. Никитина
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуальные развивающие игры Б. П. Никитина.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Б. П. Никитин

Темочки:

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей.

В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».

Т ворческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда ребенку до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Большинство творческих развивающих игр и кубиков Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

«Сложи узор».

И гра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют.

И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

У сложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с ребенком) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

«Сложи квадрат».

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.

В каждом уровне - 12 вариантов квадратов, на двух планшетах формата А5. Получая части квадрата и з адание «Сложи квадрат!», ребенок выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности.

Игра «Сложи квадрат» представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата.

Квадрат-образец присутствует только в первом варианте.

Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

Дети начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов.

Универсальные кубики "Уникуба" вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков.

Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6.

Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?

«Уникуб» учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«Кубики для всех».

Игра в «Кубики для всех» учит мыслить пространственными (объемными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами».

Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Фигурки игры «Кубики для всех» обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.

Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов! Правила игры похожи на правила игры в «Уникуб».

«Дроби».

Возраст для начала этой игры указан разный, от З -х до 5лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета.

Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек».

Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой.

Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок.

Очень интересно строить лесенку : внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Публикации по теме:

Консультация «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина» Параскун Диана Викторовна МБДОУ Детский сад "Звёздочка" города Заозерного «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина». «Вы хотите, чтобы.

Фотоотчёт «Как мы ходили в библиотеку и играли в интеллектуальные игры»Фотоотчёт «Как мы ходили в библиотеку и играли в интеллектуальные игры» Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году и отмечается ежегодно 15 мая. Семья – это громкое.

Интеллектуальные игры В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ Мастер-класс Автор: Лобанова Марина Николаевна, воспитатель ВКК Целевая аудитория: воспитатели детских садов, родители дошкольников Технология:.

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста» Министерство образования Свердловской области Каменского городского округа Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Предметно-пространственная среда: игры Никитина Б. ППредметно-пространственная среда: игры Никитина Б. П Опытные воспитатели ещё помнят те времена, когда появилась книга «Ступеньки творчества или Развивающие игры» Никитина Б. П. Помню, как.

Развивающие игры на липучкахРазвивающие игры на липучках Дорогие мамочки, предлагаю вашему вниманию игры на липучках, которые обучают, развивают и увлекают ваших деток. Развивающие.

Развивающие игры Никитиных «Интеллектуальные развивающие игры Никитина» Основы новой педагогической методики, направленной на раннее развитие детей, были заложены.

Семинар-практикум для родителей «Играя, учимся. Интеллектуальные игры» Цель: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому развитию, помочь родителям с минимальными затратами.

Интеллектуальные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся Интеллектуальные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся На смену ориентации общества на широкую.

Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3–6-ти лет в условиях совместного образования» Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6-ти лет в условиях совместного образования» Уже с младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальные развивающие игры Б. П. Никитина
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 08:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальные развивающие игры Б. П. Никитина» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Побединская (УИ 1286539) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД