Надежда Наумович
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Темочки:
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованным для обучения детей основам математики.
Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше трех лет. Занятие с их использованием желательно проводить в системе, чтобы дети не теряли приобретенные навыки.
Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Объёмные счетные палочки можно заменить наборами картонных полосок, соответствующих по цвету и размеру палочкам Кюизенера, так как не в каждом дошкольном учреждении палочки Кюизенера имеются в достаточном количестве. Картонные счетные палочки удобны при работе с магнитной доской или самоклеющимися досками. Они позволяют детям перемещаться в пространстве, объединяясь в небольшие группы для совместной работы. Одновременно в ходе занятия дети могут работать с объёмными и плоскостными палочками, что дает возможность решить одну и ту же задачу разными способами.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.
В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека). С помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Игры и занятия с палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы семейного досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры типа «Домино», «Кто скорее составит число». Размышления, догадки, выводы, обобщения, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.
Игры и задания с детьми 5-7 лет
Программа по развитию математических представлений
-Знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
- Развитие умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Какой», «Который», «Сколько?»
- Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
- Закрепление умение делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки.
- Закрепление названий геометрических фигур (четырехугольники, многоугольники).
- Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
- Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
Игры и занятия с цветными палочками
Автопортрет
Учить детей создавать образ человека (ребенка) по представлению; использовать палочки разной длины в соответствии с пропорциями частей тела; находить сходство и различие между предметами.
Материал. Цветные счетные палочки от 1 до 5 (в общей коробке из расчета на пару детей); карточка.
Описание
В начале занятия предложите детям рассмотреть себя в зеркале в полный рост, обратить внимание на расположение частей тела. В начале занятия воспитатель предлагает выложить в полный рост из палочек свое» изображение».
Работа парами
- Сравните свои модели и расскажите, чем они отличаются друг от друга?
- Найдите сходство между моделями.
В заключении можно предложить ребятам положить карточки с портретами детей на общий стол.
Вопросы:
- Сколько всего детей?
- Сколько мальчиков?
- Сколько девочек?
- Вы можете друг друга узнать на этих портретах?
Играем вместе
Назови соседей
На столе набор палочек, цифры в пределах 10.
Взрослый предлагает детям выложить палочки по порядку от самой низкой до самой высокой.
С помощью считалки выбирается водящий. Водящий показывает палочку из набора и предлагает тем, то играет показать и назвать соседей данного числа и объяснить свой выбор. Например, надо найти соседей числа 8 (бордовая палочка). (Соседи бордовой палочки - черная и синяя). Бордовая палочка обозначает число восемь. Соседи числа восемь -семь и девять. Семь -сосед слева, девять-сосед справа.)
Палочки возвращаются в набор. Игра повторяется несколько раз.
Смотри не задень
На столе складывается горка из палочек разной длины. Задача состоит в том, чтобы играющие, доставая по одной палочке, не сдвинули с места другие.
Как только вся горка будет разобрана, игроки группируют свои палочки по цвету. Сравнивают количество палочек у каждого игрока, находят победителя.