Мария Полеваева
Развивающее пространство ДОО: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и семейным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по организации и использованию развивающего пространства ДОО как эффективного инструмента по приобщению дошкольников к русской народной культуре и семейным традициям.
Для ознакомления дошкольников с культурными традициями важно соблюдать принцип средового подхода, предполагающий создание обогащённого пространства среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально-культурный опыт народа. Организация работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, русским народным и семейным традициям требует создание такой обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. С этой целью на территории образовательной организации спроектирован и создан многофункциональный комплекс «Русское подворье», который предполагает осуществлять совместную практико-ориентированную деятельность с воспитанниками, родителями (законными представителями) в условиях, приближенных к реальным. Комплекс оборудован в деревенском стиле с использованием соответствующих предметов интерьера деревенского двора, элементов русского быта – колодец, стилизованная мельница, телега с сеном, декоративные скамейки, выполненные из дерева. Для того, чтобы педагоги и воспитанники могли комфортно заниматься совместной деятельностью. В «Русском подворье» размещены игровые персонажи – ростовые куклы,изготовленные родителями и педагогами, данные персонажи - куклы периодически приглашают воспитанников поиграть в народные игры, послушать сказки, поучаствовать в посиделках. На его территории воспитанники совместно со взрослыми разыгрывают сказки, потешки; проводят фольклорные развлечения; педагоги проводят тематические встречи с родителями. В «Русском подворье» размещены разнообразные объекты природы:крупные фигуры домашних животных и птиц, сделан загон для животных, хлев, создано озеро с водоплавающими птицами. Современному ребенку, живущему в городской среде очень тяжело представить животных и птиц, которые он видит на картинке или по телевизору, а созданный комплекс помогает ребенку увидеть их «по-настоящему». «Русское подворье» позволяет наглядно демонстрировать особенности внешнего облика животных, птиц, их способы передвижения, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, детям даётся представление о содержании и кормлении домашних животных, понимание, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Оно способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдению и практической деятельности по уходу за ними. Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Комплекс также включает «Музей» в формате деревенской избы— это музей русского народного быта с соответствующими экспонатами. В музее наглядно демонстрируются условия быта. В нем можно брать экспонаты в руки, детально рассматривать, обыграть. Основная задача для педагогов введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Воспитанники знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа. Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Педагоги в процессе деятельности очень активно используют произведения фольклора, знакомят воспитанников с устным словесным и музыкальным народным творчеством. Дети знакомятся со звучанием русских народных инструментов. Чтобы донести до понимания детей фольклорное произведение (так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи)необходимы специальные наглядные средства. Для этого нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству сопровождается демонстрацией соответствующих предметов, образцов и иллюстраций. Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, помогают прикоснуться к народному искусству, почувствовать красоту русских традиций и обычаев. Приобщение детей к народной культуре осуществляется в игре и через игру. Педагоги организуют разнообразные виды русских народных игр. На территории комплекса «Русское подворье» размещен «Сад-огород» с декоративным деревянным забором, который имеет свои особенности планировки. За каждой группой закреплен собственный участок. На грядках выращиваются культуры, характерные для нашего региона, неприхотливые и интересные для наблюдения. Мини-огород способен расширить представления детей о растениях, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться результатам своего труда. Главное достижение совместного со взрослыми труда – сбор урожая. Подводя итоги работы на огороде, проводятся развлечения с элементами народного фольклор :«Праздник урожая», «Что нам осень принесла» и другое, в тесном взаимодействии с родителями. Разнообразная деятельность на площадке комплекса «Русское подворье»позволяет активно приобщать воспитанников к истории, культуре, искусству и традициям народа, создает положительную эмоциональную обстановку. Приобщение дошкольников к русской культуре, традициям не может происходить без ознакомления с художественно-литературным миром русского народа. С целью воспитания уважительного отношения к культурному наследию нашей страны на территории детского сада создан центр под названием «Лукоморье» -своеобразная сказочно-игровая площадка, которая стала новой точкой притяжения детей, педагогов, родителей. Здесь всё стилизовано под сказочную атмосферу. Вход обозначен резной деревянной аркой с соответствующим названием. В центре «поселились» персонажи сказок: баба – яга, ученый кот, русалка, лягушка – царевна, три медведя и другие. Особое место в центре занимает избушка на курьих ножках. В «Лукоморье»в соответствующей атмосфере воспитанники в процессе чтения знакомятся с литературными произведениями - русскими народными сказками, авторскими произведениями, сказками Пушкина. «Чтение – вот лучшее учение». У детей повышается интерес к книге как источнику знаний, культуры. На территории «Лукоморья»в процессе совместной деятельности проводятся театрализованные постановки, игры-инсценировки, организуются занятия-путешествия, развлечения, литературные викторины, капустники «Сказка, ложь да в ней намёк. ", "В гостях у сказки", "По дорогам сказок Пушкина" и другие. С целью приобщения родителей дошкольников к семейному чтению проводится акция "Прочитал сам - передай другому", которая включает своеобразный книгообмен между читающими семьями. Таким образом, наиболее эффективное приобщение дошкольников к культурным ценностям и традициям,формирование устойчивого интереса обеспечивается созданием соответствующего развивающего пространства.