Марина Александровна Ларина
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе с учётом ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе с учётом ФГОС ДО.
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти, и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе с учётом ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возраста, особенностей и интересов. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Групповое пространство разделено на центры развития с учётом следующих принципов : трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность, полифункциональность, каждый центр имеет свою эмблему.
Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, теме и потребностям детей. Группа оснащена необходимыми материалами, учитывающими интересы мальчиков и девочек. Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Подборка книг, игр, игрушек постоянно обновляются в соответствии с тематикой недели. Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.
В группе выделены различные центры, они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности).
Предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать, побыть наедине с собой, расслабиться и восстановить силы.
Одним из самых любимых мест в группе является центр спорта. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: массажные коврики и дорожки, мячи, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, шнуры длинные и короткие, мешочки с грузом, ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики и др.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Развивающая предметно пространственная среда в](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635638.jpg)
Центр конструирования достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием данного центра (конструкторы различного вида, мягкие модули) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно, при реализации своих замыслов, используют не сложные схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом месте группы. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях).
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Средняя группа средней группе с учётом ФГОС ДО](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635679.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Предметно развивающая среда это совокупность объектов материального характера для](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635693.jpg)
С боку на шкафчике находится папка с образцами для конструирования в свободном доступе для детей.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635731.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 РППС развития ребенка предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635746.jpg)
Центр дежурства. Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Для дежурства по столовой в нашей группе есть место, где дети сами видят, кто дежурный, там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Она необходима для того чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635779.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Публикация Развивающая предметно пространственная среда в средней группе с учётом ФГОС размещена в разделах Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635794.jpg)
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе нам помогает центр природы и экспериментирования, где есть лупы, песочные часы, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, клеёнчатые фартуки, трубочки, природный и бросовый материал, песок, календарь природы по временам года, лейки, распылитель для цветов, лопатки для рыхления земли и уходом за растениями (герань, фиалка др.) и наблюдениями за природой. Также имеются иллюстрации с изображениями животных, насекомых, растений и др. ; муляжи фруктов и овощей и т. д.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 РППС Средняя группа ФГОС](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635832.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Внедрение и реализация Темочки Она способствует развитию самостоятельности инициативности и дает детям возможность реализовать способности которые у них имеются](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635846.jpg)
Центр сенсорики включает в себя: дидактический стол, развивающие игры, пособия и дидактические материалы, формирующие представления о свойствах предметов, Монтессори-материалы.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Предметно развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635881.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635904.jpg)
Центр «Моя семья» и направлен на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых. А также на расширение представлений о малой родине и Отечестве, о семейных и отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей. В данном центре имеется семейный альбом с фотографиями родителей и детей, открытки и иллюстрации нашего города Ачинска.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Групповое пространство разделено на центры развития с учётом следующих принципов трансформируемость вариативность доступность безопасность полифункциональность каждый центр имеет свою эмблему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635939.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону теме и потребностям детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514635953.jpg)
Центр сюжетно-ролевых игр и театра. Для современного развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты для игр «Больница», «Почта», «Парикмахерская» и др; куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, телефоны, руль, весы, сумки, утюг, гладильная доска, молоток, кукольная коляска, одежда для ряженья, а также предметы заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мире игры.
Рядом мы разместили центр театрализованной деятельности – как важный объект развивающей среды. Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, теневой. Театральный центр часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Центр безопасности. Создавая развивающую среду в группе, немало внимания мы уделили созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, макет дороги, сделанный своими руками и др.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Одним из самых любимых мест в группе является центр спорта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636226.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Он пользуется популярностью у детей поскольку реализует их потребности в двигательной активности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636241.jpg)
В центре искусства воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей восковые и цветные карандаши, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, раскраски, трафареты и др. Данный центр выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.
В центре речевого развития имеются игры, пособия, картотека артикуляционной гимнастики, художественная литература, иллюстрации сказок и героев мультфильмов, игры на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Мыльные пузыри!», «Вертушки» и др.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Дети особенно мальчики всегда с удовольствием занимаются постройками обыгрывая их комбинируя с другими видами деятельности в сюжетно ролевых играх играх драматизациях](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636380.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 С боку на шкафчике находится папка с образцами для конструирования в свободном доступе для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636400.jpg)
Центр музыкального развития ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно музицировать. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.
В нашей группе создан музыкальный центр, который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Центр дежурства](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636437.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636451.jpg)
Для успешной адаптации и ежедневного пребывания детей в детском саду просто необходимо проводить релаксацию. Это нужно для того, чтобы снять у них состояние напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с взрослыми и сверстниками. В нашей группе имеется пуфик, способствующий снятию стресса и напряжения у детей. Ребятишки сами самостоятельно переносят его в нужное им место.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Для дежурства по столовой в нашей группе есть место где дети сами видят кто дежурный там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636494.jpg)
Имеются передвижные стеллажи, которые дают возможность детям перемещать их по необходимости в определённое место для той или иной деятельности.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 и наблюдениями за природой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636524.jpg)
В нашей группе есть полифункциональная ширма.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Также имеются иллюстрации с изображениями животных насекомых растений и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636560.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 муляжи фруктов и овощей и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636573.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Центр сенсорики включает в себя дидактический стол развивающие игры пособия и дидактические материалы формирующие представления о свойствах предметов Монтессори материалы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1226378-1514636587.jpg)