Светлана Сашина
Развивающая предметно пространственная среда средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) средней группы «Волшебный клубочек» представлена центрами активности детей и оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС группы соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Публикация «Развивающая предметно пространственная среда средней группы» размещена в разделах
Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.
Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находятся ковры различных размеров для игр детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности.
В центре активности познавательному развитию весь игровой и дидактический материал расположен на открытых полках, обеспечивающих легкий доступ детей.
Центры предназначены как для самостоятельной, так и для совместной деятельности детей и взрослых
В центры активности помещен материал для опережающего развития детей
Все материалы развешаны на уровне глаз ребенка. В группе оборудованы информационные стены – магнитные доски, где дети могут размещать материалы к тематическим неделям, которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, схемы, памятки, информационные листки и т. д. Причем дети являются активными преобразователями окружающего пространства.
Центр речевого развития включает в себя книжный уголок, который расположен на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. На одной полке представлены авторские книги, на другой – книги о временах года, на третьей – произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира). Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей, книжки-самоделки, любимые книжки детей, альбомы для рассматривания по изучаемым лексическим темам, книги и иллюстрации по краеведению. Все книги и иллюстрации обновляются каждую неделю.
Центр активности по экологическому развитию детей расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.
Этот центр сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями и паспортами на них, лейками, опрыскивателем. Здесь же представлены буклеты, альбомы, дидактические игры, лото и домино о временах года, животных, овощах, фруктах.
В центре художественного – эстетического развития - имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В группе создана фонотека «Времена года», «Классическая музыка для малышей», «Народная музыка», «Звуки природы»
Центр активности по физическому развитию служит для удовлетворения потребности детей в движении и приобщении его к здоровому образу жизни. Для игр на физическое развитие подобраны наборы предметов :
- для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики : ходунки, мешочки с песком, массажные коврики, бросовый материал (шишки крышки и т. д., мячики-ежики, эспандер, игры с веревочкой «Кто быстрее».
- мячи большие, средние, малые
- обручи
- веревки, скакалки
- кольцеброс
- ленточки, платочки, султанчики
- кубики
- кегли и др.
Центр игровой активности детей позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и полоролевой принадлежностью – куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве
В игровой комнате для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разнообразных карточек по всем видам детской деятельности.
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность
Центр театрализованной активности и сюжетно – ролевой игры размещается в удобном для детей месте, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным материалам, наглядности.
«Тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Внесение в РППС атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Кафе». Внесение в «Парикмахерскую» бус, заколок, шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», после чего игра переросла в «Центр красоты и здоровья».
Таким образом, развивающая среда группы является ВАРИАТИВНОЙ
РППС спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ ( созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.