Татьяна Коруц
Развивающая предметно-пространственная среда по критическому мышлению в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать
Развивающая предметно-пространственная среда по критическому мышлению в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда по критическому мышлению в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.
Цель данной технологии : обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.
Сегодня мы поделимся опытом работы наших педагогов по созданию развивающей предметно-пространственной среды по критическому мышлению
«Развитие критического мышления у дошкольников» состоит из трех этапов,
Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме. Эта стадия позволяет:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику:
Получить новую информацию; Осмыслить информацию; Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Как же понять, что в группе ведется работа по критическому мышлению.
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
Этот прием позволяет :
1. Раскрыть в ребёнке стремление получать новые знания, узнавать их, делиться знаниями с товарищами.
2) Учить думать, мыслить, анализировать полученные знания, задавать самому себе вопросы и отвечать на них.
3. Видеть собственные проблемы и пробелы в знания и умения и пытаться решить их.
4. Учить ребенка конструировать своё знание, переосмысливать его, умножать.
5. Дети учатся работать в парах, в группа.
Не боятся высказывать свое мнение.
«Кубик»
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
(фотографии кубика)
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
1. Мнемотаблицы. Мнемотехника. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений. Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок
Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы». (фотографии)
Прием "Дерево предсказаний".
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено, и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов
Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Мы используем разные виды кластеров, давайте рассмотрим их
Таким образом, предметно-развивающая среда является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников, соответствуя ФГОС.