Мамина Александра Васильевна
Развивающая предметно-пространственная среда для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описываю развивающую предметно пространственную среду детского сада, направленную на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала. В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов. В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги. В ходе организованной образовательной деятельности по изобрази тельной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей. В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.). В ходе организованной образовательной деятельности по конструи рованию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу. В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате. В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука». Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки, которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада. Наглядные пособия, оборудование и инвентарь. Поскольку знание правил дорожного движения в современном, богатом техническими средствами передвижения мире является жизненно важным для подрастающего поколения, возникает потребность в специально организованном образовательном пространстве, призванном обеспечить необходимые условия для ознакомления детей с «дорожной грамотой». Предметно-игровое оборудование и материалы позволяют детям многократно воспроизводить в игровой и учебной деятельности реальные ситуации поведения пешехода, велосипедиста на проезжей части улицы, на тротуаре и т. п. Предметно-развивающая среда для проведения игр, упражнений, моделиро вания обучающих ситуаций должна соответствовать детскому восприятию, быть мобильной, полифункциональной, отвечать современным санитарно- гигиеническим требованиям и требованиям психолого-педагогической экспертизы детского игрового и дидактического материала. Поэтому в пособии даются рекомендации по использованию игровых комплексов, настольно печатных игр, иллюстративного, литературного материала, отвечающего этим требованиям. Современная предметно-развивающая среда для обучения детей ПДД может включать игровые комплекты, позволяющие моделировать улицу в трехмерном (напольные и настольные игры с использованием реальных предметов и объемных моделей) и двухмерном (плоскостные изображения реальных объектов) пространстве. Мини библиотека в группе Элементом пространственной среды для занятий с детьми могут стать мини-библиотеки, в которых подобраны литературные произведения, рассказывающие об истории транспортных средств, о поведении детей на улице, о правилах дорожного движения. Важное место в пространственной среде занимают детские рисунки, аппликации, поделки, наглядные пособия и обучающий материал на печатной основе. Детские рисунки, аппликации Для организации занятий с детьми рекомендуется использовать аудио и видео технические средства. Для детей наиболее привлекательны такие игровые ситуации, которые сопровождаются естественными звуками улицы. В фонотеке могут быть представлены литературные произведения, записанные педагогами и детьми, для обыгрывания (сказки, рассказы, стихотворения). Видеотека может включать фильмы о правилах дорожного движения, например «Улица полна неожиданностей». В видеотеке могут быть также представлены фильмы, отражающие национально-региональный компонент школьных программ. Возможно использование образовательных ситуаций, в которых необходимо выполнение правил дорожного движения, проигрываются с помощью стендового театра. На ковролинографе (доска, покрытая ковролином) или фланелеграфе проектируется перекресток, выкладываются фигурки людей, силуэты автомобилей. Можно использовать специальную магнитную доску и набор плоскостных фигур: автомобилей, регулировщика, дорожных знаков, све тофоров и т. д. Реализация преемственности Одной из актуальных форм работы, является привлечение социальных партнеров для реализации основной образовательной программы ДОО.