Наталья Прусакова
«Наш помощник — пассажирский транспорт». Развивающая логопедическая ООД с элементами кейстехнологии
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая логопедическая ООД (с элементами кейстехнологии) с воспитанниками старшего дошкольного возраста по теме: «Наш помощник- пассажирский транспорт»
Учитель-логопед Прусакова Н. П.
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Наш помощник- пассажирский транспорт"
Задачи:
Публикация «„Наш помощник — пассажирский транспорт“, Развивающая логопедическая ООД с элементами кейстехнологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Общественный транспорт. Автобус
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- коррекционно-образовательные: расширить пассивный и активный словарный запас детей по теме, способствовать усвоению грамматических норм речи; коррекционно-развивающие : развивать познавательные процессоы детей (внимание, мышление, память); развивать зрительноге и слуховое восприятие; развивать мелкую и крупную моторику.
- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.
Оборудование: фотоальбом, набор разрезных картинок в соответствии с тематикой, фитболы, интерактивный учебно-развивающий комплекс «Лого - 7»
Ход логопедической ООД с элементами кейстехнологии
1. Организационный момент.
Взаимоприветствие учителя-логопеда и воспитанников группы.
2. Основная часть ООД
Детям предлагается к рассмотрению фотоальбом «На улицах родного поселка». (Воспитанники узнают родные места, проявляют эмоции.)
Лог. А вот на этой улице я проживаю. Мой дом находится не очень близко от детского сада, а ваши?
Лог. Сегодня утром я на встречу с вами очень торопилась. По тротуарам шла, а кое-где даже бежала, и все равно чуть было не опоздала. Из моего короткого рассказа вы поняли, каким образом я преодолела расстояние от дома до детского сада? (вводится понятие «пешком»)
Помогите мне вспомнить, как называют человека, который преодолевает расстояние пешком? (актуализируется понятие «пешеход»)
Значит, и я была пешеходом. Ребята, а еще кто- либо из вас был сегодня утром пешеходом (обращение к личному жизненному опыту детей)
Вопросно- ответная беседа проблемного содержания :
Как называется средство передвижения пешехода (ноги)
Может ли пешеход преодолеть большие расстояния (нет)
Сколько времени затратит пешеход, чтобы добраться в нужное место (много)
Итак, к какому же выводу мы вместе с вами пришли?
Пешеходу необходимо много времени и усилий для того, чтобы преодолеть большие расстояния. А это трудно и неудобно.
А теперь поднимите руки те ребята, которые не были сегодня утром пешеходами.
А почему?
Мы далеко живем, хотели побыстрее добраться в детский сад, на улице была плохая погода.
А с помощью чего вы быстро преодолели расстояние, не устали совсем, да еще от непогоды зимней укрылись? (ответы детей)
Давайте вместе вспомним, как называют человека, который совершает передвижение в каком- либо виде транспорта (актуализируется понятие «пассажир»)
Значит, большинство из наших ребят сегодня утром были пассажирами.
Я предлагаю снова вернуться к рассматриванию фотоальбома «На улицах родного поселка» . Посмотрите внимательно еще раз на фотографии и ответьте на вопрос: На чем может передвигаться пассажир в нашем поселке ( ответы детей: «легковой автомобиль, такси, автобус, маршрутное такси, пригородный поезд»)
Правильно, пассажиры могут передвигаться на таких видах транспорта, а его поэтому так и называют «пассажирский транспорт».
Но в нашем поселке далеко не все виды пассажирского транспорта представлены. Хотите узнать, на каком виде пассажирского транспорта можно вообще еще передвигаться?
У меня есть картинные изображения видов пассажирского транспорта. Да вот беда – картинки рассыпались на части и перепутались. Давайте попробуем их сложить. (Дети делятся на пары и складывают выбранные ими картинки. Получаются изображения трамвая, троллейбуса, метро, самолета, вертолета, корабля).
Ответы детей раскрывают вопрос о том, какой из видов транспорта помогает людям в передвижении в определенной ситуации. По ходу работы, в случае необходимости, логопедом даются дополнительные пояснения. Попутно вводится понятие «городской транспорт».
Мы еще раз убедились в том, что воспользовавшись пассажирским транспортом, мы быстро и легко сможем преодолеть большие расстояния.
Ребята, я предлагаю вам стать пассажирами одного из видов транспорта. А какого- узнаете, если разгадаете загадку:
На колёсах этот дом —
Едет утром, едет днём
Нужно к месту добираться,
В рамках времени остаться.
Тогда скажем в один голос:
«Довезет нас всех.»
Рассаживайтесь поскорее по местам. (В разминке используются фитболы.) Проводится логоритмическое упражнение под звуко-музыкальное сопровождение:
1. Вот мы в автобусе сидим, - наклоны головы в сторону
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим – «окошечко» из рук
Всё глядим!
2. Глядим назад, глядим вперёд, - повороты головы в сторону
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт, Не везёт?- руки вперёд
3. Колёса закружились, - круговые движения рука перед собой, от себя)
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились Вот так вот!
4. А щётки по стеклу шуршат – руки согнуты в локтях, качают перед собой
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
5. И мы не просто так сидим. – крутят руль и «бибикают»
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип.
Мы громко-громко все гудим. Бип-бип-бип!
6. Пускай автобус наш трясёт вот-так-вот- трястись туловищем
Мы едем едем всё вперед вот-так вот.
Мы громко-громко всё гудим Бип-бип-бип. - «бибикают»
Автобус подал сигнал, и вы хорошо смогли его воспроизвести т. е. повторить. Ребята, а как вы думаете, когда и зачем транспорт подает сигнал ( размышления и ответы детей : Для привлечения внимания, предупреждения о начале движения).
Надеюсь, вам доводилось слышать сигналы самых разных водов пассажирского транспорта. Сейчас вы их услышите. Попробуйте догадаться, какой транспорт так подает сигнал.
Проводится игра на интерактивном комплексе «Лого-7», раздел «Неречевые звуки».
3. Заключительный момент ООД
Вот и узнали мы сегодня,что…. (воспитанники продолжают начатую фразу)
Чтобы пассажирский транспорт хорошо и безаварийно функционировал, мы, пассажиры, должны вести себя правильно, т. е. соблюдать правила.
Проводится викторина «Ты, дружок, не зевай – да иль нет отвечай»
Садимся в транспорт на остановках и в специально отведенных местах?- Да
Можно ли садиться в или выходить из движущегося транспорта? - Нет.
Нужно ли пропускать вперед пожилых людей, женщин и девочек? - Да.
Можно ли высовываться из окон движущегося транспорта, махать руками?- Нет.
Можно ли в транспорте громко разговаривать, спорить, капризничать?- Нет.
Нужно ли при пользовании транспортом быть внимательным, аккуратным и вежливым?- Да.
ЛогопедическаяООД с элементами кейстехнологии
«Специальный автотранспорт» (с использованием текста рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина, Е. Сегал)
Цель: уточнить представления детей об автомашинах, обратить их внимание на наличие и необходимость использования специального транспорта, обогатить знания детей, расширить пассивный и активный словарь с помощью нового литературного произведения.
Оборудование: тубус, плакат «Специальные машины. Для чего нужны машины», иллюстрации с изображением автомобилей, книга «Веселые загадки для мальчиков и девочек»
Ход ООД
1. Воспитатель читает стихотворение:
Детский садик, детский сад
Малыши сюда спешат.
Здесь рисуют и читают,
Лепят, пазлы собирают,
Обо всем узнать мечтают.
Я думаю, вам интересно будет узнать, что это у меня в руках (демонстрируется тубус) Предположите, что это (выслушиваются предположения детей). Я думаю, в назывании этого предмета вам поможет загадка :
Я с портфелем дружу,
Бумагу в трубке держу-
Бумага в ней лежит, не мнется –
И к месту ровной доберется.
В тубусе у меня кое-что лежит. Посмотрите, что это?
Детям демонстрируется плакат «Специальный транспорт. Для чего нужны машины».(дети рассматривают предложенный плакат)
Совсем недавно мы говорили с вами о пассажирском транспорте. Как вам кажется, этот транспорт, изображенный на плакате, может быть пассажирским и служить для перевозки пассажиров? Почему (выслушиваются ответы и рассуждения детей)
Да, правильно. Это не пассажирский транспорт. Но тем не менее, можно ли увидеть эти машины на улицах городов, поселков и деревень? А какие из этих машин вы уже встречали? (дети называют известные им машины).
Хотите об этих машинах узнать подробнее? В этом нам поможет писатель М. Ильин. Он написал рассказ «Машины на нашей улице».
В процессе прослушивания рассказа вам предлагается отбирать из набора карточек те машины, о которых будет идти речь.
Дети прослушивают содержание рассказа.
Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрёстках.
На одной написано «Скорая помощь». В окошке видны носилки. На носилках — больной. Рядом с шофёром сидит человек в белом халате — врач или санитар. Почему эту машину все пропускают? Потому, что больного надо поскорее отвезти в больницу.
Зачем же нужна «Скорая помощь?».
(Для оказания неотложной помощи и скорейшей доставки в медицинское учреждение.)
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто её не задерживает. На ней ничего не написано. Но её ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как её не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везёт она длинную лестницу и навёрнутый на большую катушку пожарный рукав! Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь нужно поскорее потушить, пока он дом не сжёг! Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»
Зачем же нужна Пожарная машина?
(Для скорейшего устранения возгорания.)
Много проходит по нашей улице машин, и у каждой своё дело.
Вот идё т машина с надписью: «Хлеб». В ней, как в шкафу, полочки, а на полочках деревянные подносы со свежими, только что испечёнными буханками.
Вот другая машина, на которой написано: «Рыба». Она рыбу везёт.
А эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумажки не на тротуар, а в ящик — в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов.
Зачем нужна машина мусоровоз?
(Для очистки городов, поселений от мусора.)
Есть и ещё одна машина «Скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин. Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь? Он высоко. Тут-то и приходит машина «Скорая техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода. И вот столб начинает расти и поднимать вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его.
Зачем нужна машина «Техническая помощь»?
(Для устранения технических неподадок.)
А то есть ещё машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он всё падал и падал. Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату. Видал ли ты, как работает чудесная лопата? Она идёт по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик.
Летом чудесная лопата отдыхает. А за дело берётся машина-лейка. Она поливает, моет улицы. Идёт эта огромная лейка, а из неё вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в гранёном стекле.
Зачем нужны снегоуборочные и поливальные машины?
(Для очистки городов, поселений от снега, полива растений в летний период времени.)
Хорошая у нас улица!
Недавно на нашей улице укладывали в землю трубы. Трубы такие большие, что ты мог бы разгуливать внутри, не сгибаясь. Чтобы укладывать трубы, опять позвали на помощь машину ловкую и сильную! Она, как рукой, брала огромную трубу и опускала её на место.
Посмотри себе под ноги. Эту мостовую на улице тоже машины строили. Вот сейчас как раз мостовую покрывают асфальтом. Идёт машина-укладчик. Она укладывает ровным слоем чёрный горячий асфальт и тут же прибивает, трамбует его, чтобы он плотнее был, да ещё разглаживает сверху гладилкой. К укладчику то и дело подходит грузовик-самосвал. Это такой грузовик, который сам сваливает груз куда надо. Самосвал отдаёт укладчику запас горячего асфальта и отправляется за новым грузом. И вот уже на мостовой дымится асфальтовая каша. Она быстро стынет, делается твёрдой. Прежде чем она затвердеет, надо её уплотнить и разгладить. Ведь мостовая должна быть гладкой, без единого бугорка, чтобы машинам легко было бежать, чтобы скатертью лежала перед ними дорога. Скатерть гладят утюгом. И для дороги тоже придумали утюг — громадный стальной каток. Его руками не покатишь. Для этого нужен могучий мотор. Ты, вероятно, не раз видел, как ходит по горячему асфальту и гладит его неповоротливый с виду, тяжёлый каток.
Теперь давай посмотрим снова на нашу улицу. Трудно было бы такую улицу построить, если бы не было у нас машин. Машины помогали рабочим строить дома, машины сажали деревья, машины укладывали асфальт, и машины бегут теперь по этому асфальту.
Вопросно-ответная беседа:
О чем говорится в рассказе?
Какие машины были названы?
Где можно увидеть такие машины?
Нужны ли людям такие машины? Когда, для чего?
Проводится работа по обьяснению понятия «специальная машина».( разбор проблемной ситуации : Можно ли перевезти грузы на поливальной машине, оказать первую медицинскую помощь,используя пожарную машину, выкопать траншею дорожным катком? и т. д. Делается обобщающий вывод : Специальный транспорт предназначен для выполнения специальных работ с помощью специального оборудования.
Какие специальные машины не были названы в рассказе? Для чего предназначена каждая из них?
Ребята, я предлагаю вам стать водителями специального транспорта :
Если вы управляете бульдозером, то вы…
Если управляете подьемным краном, то вы…
Если управляете эксковатором, то вы …
Заключительный момент ООД.
Ребята, интересную информацию вы сегодня узнали? С кем вы можете ею поделиться?