Вера Ильинична Ордабаева
Развивающая хороводная игра как путь познания малышами окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Играть любят все дети и родители, ученики и преподаватели, студенты и предприниматели. Игра является частью общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, пародирует, смеётся, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. (Шмаков С. А.)
Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.
Публикация «Развивающая хороводная игра как путь познания малышами окружающего мира» размещена в разделах
В русской культуре к играм детей относились серьёзно, им даже приписывались магические функции. (Шангина И. И.) : если дети играли дружно и спокойно (лепили пироги, изображали крестьянские работы, ожидали мирного года и богатого урожая. Ссоры во время игры, изображение похорон могли сулить неприятные события.
В детских играх как в зеркале, отражались особенности времени, порождавшие новые сюжеты и приёмы игры. Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая современными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.
Если мы хотим, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и при этом эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре.
Ребёнок учится игре в каждом из семи её видов (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, хороводная, игра-забава). Когда воспитанник овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимостью. (Крылова Н. М.)
Из всего многообразия игр, я хочу обратить внимание на развивающие хороводные игры, которые позволяют мне, как педагогу, ВО – ПЕРВЫХ, решить целый спектр задач по развитию эмоционально-волевой, познавательной и физической сфер ребёнка; усовершенствовать его навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Дети в возрасте 3 – 6 лет впитывают все полученные знания, как губка воду, и надо не упустить возможность, играя, развивать у ребят внимание, память, логическое мышление.
ВО – ВТОРЫХ, в хороводе используется приём кругового расположения участников, лицом к друг другу, это позволяет решить двуединую организационную задачу. С одной стороны, обеспечить позицию каждого участника игры, которая характеризуется активностью (вовлечённостью в действия) партнёрством (признанием ценности личности другого человека). С другой стороны, мне как педагогу предоставляется возможность избрать оптимальную тактику проведения игры. Здесь наиболее продуктивными вариантами признаются ориентирование группы на воспитателя, центрирование группы на участниках игры, поддержание совместной ответственности.
Но несомненно, подбор развивающих хороводных игр для детей осуществляю с учётом основных характеристик каждого возрастного периода, а проведение игр носит систематический характер.
Описание различных развивающих хороводных игр, так и обоснование их использования в моей практической работе ни в коей мере не претендует на полноту, оно не содержит (и не может содержать) всех существующих игр. Оно включает лишь развивающие хороводные игры, применяемые мною на протяжение многих лет в своей работе (заимствованные у других авторов, так и народные хороводные игры).
Народные хороводные игры интересно знать, ведь их люди собирали веками, передавали от отца к сыну, от матери к дочери. В них опыт не одного поколения жившего на наших землях, в России. В народных хороводах не только о временах года рассказывается, но и о нашей земле – России, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна и осень бывают только у нас. В других землях и странах по-другому, а на других континентах и вовсе наоборот. Когда у нас зима, у них лето в самом разгаре.
Большинство описанных развивающих хороводных игр содействуют углублению систематизации знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира.
Развивающие хороводные игры про солнце, про небо, про землю, воздух и воду. Дети познакомятся в них со зверями в лесу и с рыбами в воде. Они поведут детей по заснеженным тропинкам января, поплывут с ними на бумажных корабликах по мартовским ручьям, удивятся подснежникам, а в июне и в июле пригласят греться на солнышке и купаться в реке, а осенью собирать урожай и шуршать опавшими листьями.
Развивающие хороводные игры включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Развивающие хороводные игры – хороший стимул для речевого и интеллектуального развития ребёнка. Когда малыши повторяют вслед за мною слова стихотворения и одновременно с помощью движений иллюстрируют их, то не только улучшается их подвижность, но и активизируется мозговая деятельность. Большое внимание уделяю формированию общих речевых навыков – дыханию, голосу, темпу речи и её интонационной выразительности. Важным разделом развития речи является формирование у детей слухового внимания и памяти, а на его основе фонематического слуха. Поэтому мною подобраны развивающие хороводные игры по развитию чувства ритма (чтение стихов под шаг или отхлопование ритма короткой фразы).
Как показывает опыт работы с детьми младшего возраста, в заключительной части совместной деятельности разумно предлагать малышам однотипные развивающие хороводные игры по всем лексическим темам. Это позволяет мне лучше закреплять лексико-грамматические навыки, развивать внимание и память детей, не тратя лишнего времени на ознакомление с правилами игры.
Развивающие хороводные игры, входящие в учебную деятельность, взаимосвязаны и вытекают одно в другое. В таких играх использую игрушки, большое количество рифмовок. Всё это обеспечивает живой интерес детей к учебной деятельности, лишь таким способом возможно удерживать внимание ребёнка младшего возраста достаточно длительное время, а процесс обучения проходит в виде весёлой игры.
Для детей старшего возраста провожу развивающие хороводные игры для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях. Игровая форма организует детей на разные виды деятельности, переходы из одной деятельности в другую.
Важное место в жизни ребёнка занимают развивающие хороводные игры в промежутках между режимными процессами. Первый ребёнок, заканчивающий умывание, одевание и. т. д., сразу может начать любимую игру по своему выбору (хороводную, речевую, в которую затем включаются (по своему желанию) и другие дети.
Играя с детьми младшего возраста, как можно чаще хвалю малышей, как от своего имени так и от имени игрушечных персонажей. Любому ребёнку необходимы тактильные контакты, объятия, похвала и если их нет, ребёнок удовлетворяет потребность в них за счёт толкания, щипков и драк.
Мой показатель успешности работы воспитателем – инициатива малышей играть в хороводные игры самостоятельно. Многократно повторяя развивающие хороводные игры, мои воспитанники всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно.
В развивающихся хороводных играх дети чувствуют себя свободнее, раскованнее (особенно это важно для замкнутого ребёнка). Здесь ему легче показать свои возможности и вместе с тем проявить эмоции по отношению к окружающим, нереализованные притязания.
Использование развивающих хороводных игр для старшего возраста, наблюдения за играми с диагностической целью помогают мне своевременно выявить детей испытывающих эмоциональный дискомфорт, чтобы впоследствии оказать им помощь, создать более благоприятные условия для нервно-психического развития, оптимизировать их отношения с окружающими. Помочь ребёнку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям, с такой задачей мне помогают развивающие хороводные игры, которые развивают саморегулирование, являющиеся именно играми, а не физическими упражнениями, и перед каждой игрой задаётся образ и словесно описывается ситуация.
Живое общение в развивающих хороводных играх, непосредственные эмоции, забавные ситуации и любимые сюжеты – всё это активизирует познавательные процессы, прививая любовь к обучению, знакомит ребятишек с окружающим их огромным миром, и процессы обучения проходят в виде весёлой игры.