Получи документы

Развиваем связную речь у учащихся начальных классов

светлана игонина
Развиваем связную речь у учащихся начальных классов

Развитие связной речи для ребенка имеет большое значение. От её состояния зависит не только полнота познания окружающего мира, но и успешность обучения в школе, а также развитие личности в целом. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Для успешного формирования связной речи, должны быть в норме другие составляющие компоненты речевой системы – звуковая сторона речи, словарь и грамматический строй. Давайте разберемся в этом вопросе.

Публикация «Развиваем связную речь у учащихся начальных классов» размещена в разделах

Предположим, что ребенок к поступлению в школу правильно произносит все звуки и четко различает их на слух.

Как известно, наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Следовательно, чем больше слов мы знаем, тем шире наш словарь, и полнее можем выразить свою мысль. Для успешного формирования связной речи, ребенку необходимо иметь достаточно развитый словарь. Чтобы словарь был достаточным, старайтесь ежедневно, хотя бы по 10 минут, читать дополнительную познавательную и художественную литературу (лучше брать произведения русских классиков для детей). Если видим, что какие-то слова вызывают у ребенка затруднения, тут же объясняем их значения, а затем, через некоторое время, проверяем понимание этих слов.

Так же, для развития словаря, можно порекомендовать следующие упражнения :

• Называем существительные по разным темам. Например, назови транспорт, который ты знаешь. Какой транспорт является наземным, какой подземным (метро, воздушным, водным? В игровой форме – кто больше слов назовет по теме…

Развиваем и активизируем глагольный словарь – что могут делать люди различных профессий, что делает солнце, ветер, дождь, снег, человек, животные, птицы, также можно спросить и про неживые предметы – что делает цветок, дерево, машина и т. д.

Развиваем и активизируем словарь признаков – Например, подбери как можно больше слов к яблоку, расскажи, какое оно? Помогаем при затруднениях (какое оно по форме, по вкусу, на ощупь и т. д.) Подбираемые слова-признаки должны быть из разных категорий, т. е., например, не только цвет – красное, желтое, зеленое…

• Подбираем антонимы «Скажи наоборот» (горячий – холодный и т. д.) • Подбираем синонимы «Скажи по-другому» (врач – это доктор и т. д.)

Следующий компонент речевой системы, необходимый для успешного формирования связной речи – грамматический строй.

Для развития грамматического строя речи можно порекомендовать следующие упражнения :

• Играем в игру «Один – много» (стул – стулья, много чего? – стульев) и т. д.

• Называем любые предметы вокруг, правильно подбирая слова – он мой, она моя, оно моё, они мои.

• Называем предметы вокруг ласково (стульчик, зеркальце, тетрадка и т. д.)

• Называем части тела животных, отвечая на вопросы – чей, чья, чьи, чьё? (хвост чей? – медвежий; голова чья? – медвежья; лапы чьи? – медвежьи и т. д. В случаях затруднений, просим ребенка вначале повторять за Вами.)

• Правильно называем предлоги (из-под, с, за, из-за, перед, через и другие). Оречевляем различные манипуляции с предметами – где находится предмет? (При затруднениях в назывании предлога, даем инструкцию: спрячь предмет под стол – где находится предмет? А теперь достань предмет из-под стола – откуда ты его достал)

• Отрабатываем правильное употребление падежных окончаний – задаем падежные вопросы к различным существительным:

У тебя есть кто? (что)

Нет кого? (чего)

Даю кому? (чему)

Видишь кого? (что)

Доволен кем? (чем)

Думаешь о ком? (о чем)

Что ещё можно порекомендовать для развития связной речи.

Приемы для родителей:

• Составляем пересказы текстов.

Беседуем по содержанию, выясняем значение непонятных ребенку слов, выделяем главную мысль, кто герои, придумываем название к тексту, разбиваем на логические звенья и составляем последовательный наглядный графический план в виде простых символических картинок, и, следуя плану, пересказываем.

• Составляем рассказы по серии картинок.

Посмотри внимательно на эти картинки и расскажи по ним историю. В случае затруднения, помогаем ребенку стимулирующими вопросами – с чего началась эта история? Что было дальше? А что произошло потом? Чем закончилась история? При дальнейших затруднениях, задаем дополнительные уточняющие вопросы по ситуации.

• Составляем рассказы по сюжетным картинкам (с предварительной беседой со взрослым по содержанию).

При составлении рассказа обязательно обращаем внимание на наличие последовательности изложения сюжета и логичности, т. е. у рассказа обязательно должно быть вступление, изложение основного замысла и завершение.

• Проговариваем вслух последовательность действий при выполнении учебных задач.

Рассказывай, что ты будешь делать вначале, а что потом? Что это значит?

Какой вывод можно сделать из этого? и т. д. …

• Учимся использовать в речи полные, сложноподчиненные предложения, аргументируем ответы на вопросы («почему?», «зачем?», «для чего?», «докажи») и отвечаем в соответствии с заданным вопросом.

• Регулярно беседуем с ребенком по содержанию просмотренных фильмов, что интересного (нового) ты сегодня узнал в школе? Как прошел день, почему? и прочее…

В ходе беседы используем открытые вопросы, т. е. вопросы, требующие полного развернутого ответа (пример таких вопросов в данном пункте, а не вопросы, предполагающие ответ типа да – нет.

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответамиЛитературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами В данной литературной викторине следует назвать героя или произведение, из которого указан отрывок. 1. Что принесли герои русской народной.

Мастер-класс для учащихся начальных классов «Цветок из пластикового стаканчика»Мастер-класс для учащихся начальных классов «Цветок из пластикового стаканчика» Доброго всем дня! Предлагаю Вашему вниманию доступный мастер-класс с использованием бросового материала. Нам потребуются: пластиковые.

Театрализованное представление для учащихся начальных классовТеатрализованное представление для учащихся начальных классов В ноябре месяце 2020 года моему классу предложили поучаствовать в проекте Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем связную речь у учащихся начальных классов
Опубликовано: 20 октября 2024 в 21:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развиваем связную речь у учащихся начальных классов» (включая файлы) размещена пользователем светлана игонина (УИ 87739) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 апреля 2025 среда
Осваиваем декупаж!
День рождения Прокофьева С. С
1891г.
День рождения У.Шекспира
1564 г.
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД