светлана игонина
Развиваем связную речь у учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи для ребенка имеет большое значение. От её состояния зависит не только полнота познания окружающего мира, но и успешность обучения в школе, а также развитие личности в целом. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Для успешного формирования связной речи, должны быть в норме другие составляющие компоненты речевой системы – звуковая сторона речи, словарь и грамматический строй. Давайте разберемся в этом вопросе.
Публикация «Развиваем связную речь у учащихся начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предположим, что ребенок к поступлению в школу правильно произносит все звуки и четко различает их на слух.
Как известно, наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Следовательно, чем больше слов мы знаем, тем шире наш словарь, и полнее можем выразить свою мысль. Для успешного формирования связной речи, ребенку необходимо иметь достаточно развитый словарь. Чтобы словарь был достаточным, старайтесь ежедневно, хотя бы по 10 минут, читать дополнительную познавательную и художественную литературу (лучше брать произведения русских классиков для детей). Если видим, что какие-то слова вызывают у ребенка затруднения, тут же объясняем их значения, а затем, через некоторое время, проверяем понимание этих слов.
Так же, для развития словаря, можно порекомендовать следующие упражнения :
• Называем существительные по разным темам. Например, назови транспорт, который ты знаешь. Какой транспорт является наземным, какой подземным (метро, воздушным, водным? В игровой форме – кто больше слов назовет по теме…
• Развиваем и активизируем глагольный словарь – что могут делать люди различных профессий, что делает солнце, ветер, дождь, снег, человек, животные, птицы, также можно спросить и про неживые предметы – что делает цветок, дерево, машина и т. д.
• Развиваем и активизируем словарь признаков – Например, подбери как можно больше слов к яблоку, расскажи, какое оно? Помогаем при затруднениях (какое оно по форме, по вкусу, на ощупь и т. д.) Подбираемые слова-признаки должны быть из разных категорий, т. е., например, не только цвет – красное, желтое, зеленое…
• Подбираем антонимы «Скажи наоборот» (горячий – холодный и т. д.) • Подбираем синонимы «Скажи по-другому» (врач – это доктор и т. д.)
Следующий компонент речевой системы, необходимый для успешного формирования связной речи – грамматический строй.
Для развития грамматического строя речи можно порекомендовать следующие упражнения :
• Играем в игру «Один – много» (стул – стулья, много чего? – стульев) и т. д.
• Называем любые предметы вокруг, правильно подбирая слова – он мой, она моя, оно моё, они мои.
• Называем предметы вокруг ласково (стульчик, зеркальце, тетрадка и т. д.)
• Называем части тела животных, отвечая на вопросы – чей, чья, чьи, чьё? (хвост чей? – медвежий; голова чья? – медвежья; лапы чьи? – медвежьи и т. д. В случаях затруднений, просим ребенка вначале повторять за Вами.)
• Правильно называем предлоги (из-под, с, за, из-за, перед, через и другие). Оречевляем различные манипуляции с предметами – где находится предмет? (При затруднениях в назывании предлога, даем инструкцию: спрячь предмет под стол – где находится предмет? А теперь достань предмет из-под стола – откуда ты его достал)
• Отрабатываем правильное употребление падежных окончаний – задаем падежные вопросы к различным существительным:
У тебя есть кто? (что)
Нет кого? (чего)
Даю кому? (чему)
Видишь кого? (что)
Доволен кем? (чем)
Думаешь о ком? (о чем)
Что ещё можно порекомендовать для развития связной речи.
Приемы для родителей:
• Составляем пересказы текстов.
Беседуем по содержанию, выясняем значение непонятных ребенку слов, выделяем главную мысль, кто герои, придумываем название к тексту, разбиваем на логические звенья и составляем последовательный наглядный графический план в виде простых символических картинок, и, следуя плану, пересказываем.
• Составляем рассказы по серии картинок.
Посмотри внимательно на эти картинки и расскажи по ним историю. В случае затруднения, помогаем ребенку стимулирующими вопросами – с чего началась эта история? Что было дальше? А что произошло потом? Чем закончилась история? При дальнейших затруднениях, задаем дополнительные уточняющие вопросы по ситуации.
• Составляем рассказы по сюжетным картинкам (с предварительной беседой со взрослым по содержанию).
При составлении рассказа обязательно обращаем внимание на наличие последовательности изложения сюжета и логичности, т. е. у рассказа обязательно должно быть вступление, изложение основного замысла и завершение.
• Проговариваем вслух последовательность действий при выполнении учебных задач.
Рассказывай, что ты будешь делать вначале, а что потом? Что это значит?
Какой вывод можно сделать из этого? и т. д. …
• Учимся использовать в речи полные, сложноподчиненные предложения, аргументируем ответы на вопросы («почему?», «зачем?», «для чего?», «докажи») и отвечаем в соответствии с заданным вопросом.
• Регулярно беседуем с ребенком по содержанию просмотренных фильмов, что интересного (нового) ты сегодня узнал в школе? Как прошел день, почему? и прочее…
В ходе беседы используем открытые вопросы, т. е. вопросы, требующие полного развернутого ответа (пример таких вопросов в данном пункте, а не вопросы, предполагающие ответ типа да – нет.