Наталья Скулкова
Развиваем речь дошкольника с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи, имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Cледует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Необходимо добиться того, чтобы глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Публикация «Развиваем речь дошкольника с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.
Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Соберем куклу на прогулку.
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку, надень платье (туфли).
Ход игры
Взрослый сообщает ребенку: «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто.)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Помогите животным найти свой дом.
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик, макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц. ?
Ход игры
Разложите на столе разных животных (диких и домашних). Рассмотрите и назовите животных, имитируйте их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву, затем сообщите ребенку: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Взрослый предлагает взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Размещает всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, уточняем: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Различают разные уровни влядения техникой чтения: побуквенное, послоговое, пословное и чтение по синтагмам. При этом важнейшая роль принадлежит глобальному чтению, как средству, ускоряющему овладения техникой аналитического чтения в условиях слуховой недостаточности и речевого недоразвития. При чтении глобальном, а потом и аналитическом дети ориентируются на образец произношения, данный взрослым. При обработке навыков аналитического чтения используется дактилирование, запись на доске или составление из разрезной азбуки букв и слов. Широкое использование наглядного материала, являющегося для детей своеобразной подсказкой, опорой. Используются картинки, этой же цели служит драматизация прочитанного, а на последующих этапах обучения чтению - и зарисовка содержания, ответы на вопросы, и пересказ. Работа с разрезной азбукой- это один из эффективных приемов, необходимых для овладения, как чтение,так и письмом, т. к. это вид деятельности опирается на звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.
Обучение письму носит в дошкольный период предварительный характер. Это не обучение орфографии и грамматике, а формирование навыков графического письменного изображения звучащей речи. В дошкольный период целесообразно познакомить детей с печатным шрифом.
Письменная речь имеет большое значение в формировании четкой и правильной устной речи. Она способствует развитию мышления. Устная и письменная речь тесно и неразрывны в формировании словесной речи у детей с нарушением слуха.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без восприятия у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками, взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы.