Мария Бакшина
Консультация для родителей «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотная, верная речь дарит чувство уверенности в себе и
позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво
говорят, положительно выделяются на фоне сверстников.
Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и
взаимодействовать с ним.
Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко
снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития
(неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого
развития — ЗРР и т. д.). Этому есть свои причины:
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
ухудшение состояния здоровья детей;
уменьшение количества общения с окружающими;
длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр
мультфильмов;
снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты,
неверное употребление значений слов и т. д.);
отсутствие речевого воспитания в семье.
Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит
слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так
обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится
эмоциональной и интонационной выразительности.
Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки,
которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические
проблемы (например, улучшить звукопроизношение).
Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе
устного народного творчества.
В чем польза развития речи с помощью народного творчества
(фольклора)
Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:
сказки;
былины;
песни; В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы.
Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает
фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и
культурой.
Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые
игры, ребенок развивается.
Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые
крохам хочется повторить.
С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях,
считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.
Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас.
Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как
известно, тесно взаимосвязана с речью.
Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют
память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и
произношению героев.
Советы родителям : с чего начать
С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через
колыбельные песни и потешки.
В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать — например,
укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр.
Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять
инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»).
Незнакомые слова необходимо объяснять.
Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами.
Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и
увлекательно, активно используя мимику и жесты. Малышам можно устроить
представление с помощью игрушек. Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое
слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит
скороговорку 3 раза и не собьется?»
Разновидности фольклора для развития речи детей
Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан
так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе.
Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка
понравится ребенку.
Логопедические скороговорки. Этот вид скороговорок помогает исправить
трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за
верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических
тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например,
Р., Л, Ш).
В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы.
Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает
фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и
культурой.
Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые
игры, ребенок развивается.
Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые
крохам хочется повторить.
С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях,
считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.
Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас.
Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как
известно, тесно взаимосвязана с речью.
Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют
память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и
произношению героев.