Наталья Можнова
Памятка для родителей «Развиваем мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии мышления и других психологических процессах дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов; их формой, весом, величиной, цветом, особенностями. Ребенок играя, производит с предметами различные действия. Это способствует комплексному изучению этих предметов. Игра создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Публикация «Памятка для родителей „Развиваем мышление“» размещена в разделах
Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным.
Предлагаем вам некоторые игры, которые помогут совершенствовать мыслительные операции вашего ребенка. В эти игры можно играть между делом или по дороге в детский сад. Они не отнимут много времени, а принесут удовольствие и пользу вашему ребенку.
1. Игра "Жили-были. ".
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос:
"Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу.).
2. Игра "Какое что бывает?".
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким?
- Что бывает круглым (квадратным?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.
3. Игра "Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком
- бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука – блинчиками и т. д.
Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком
- цветок – семенем.
4. Игра "Третий лишний".
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Например:
Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Примеры:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
5. Отгадай предмет по его частям.
Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.
Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!
6. Игра "Данетка".
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово задавая такие вопросы, на которые можно дать один из ответов: "да"; или "нет"
Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.
Какой овощ я задумал?
- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)
- Это листовой овощ? (Капуста, салат)
- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)
Какое имя я загадал?
- Это мужское имя?
- Имя начинается с гласной?
Какую часть одежды я задумал?
- Это верхняя одежда?
- Это мужская одежда?
Какое дело я делаю утром обязательно?
Какой цвет я задумал?
7. Что снаружи, что внутри?
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри.
Дом - шкаф;
книга - шкаф;
сумка - кошелек;
кошелек-деньги;
кастрюля - каша;
аквариум - рыбы;
будка - собака;
нора - лиса.
Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.
8. Логические задачи на смекалку.
1. На груше выросло пять яблок, а на ёлке – только два. Сколько всего яблок выросло? (Ни одного. На этих деревьях яблоки не растут)
2. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море? (Он станет мокрым).
3. Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько. Стакан пуст).
4. Из какой посуды невозможно ничего съесть? (Из пустой).
5. Утка весит два килограмма. Сколько будет весить утка, если она станет на одну ногу? (Два килограмма).
6. Сколько концов у одной палки? А у половины палки? (Два конца).
8. Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм гвоздей? (Вес одинаковый).
16. У бабушки Маши внучка Даша, кот Дымок, собака Пушок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Даша).
17. Яйцо варится 3 минуты. Сколько времени понадобится, чтобы сварить 5 яиц одновременно в одной кастрюле? (Три минуты).