Матросова Татьяна
Развиваем мышление. Игра «4–й лишний»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра 4-й лишний традиционно используется педагогами, психологами, дефектологами для подготовки детей к школе. С помощью данной игры развивается логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, аргументировать свое мнение. Игра подходит детям с 4-х лет и старше.
Как же правильно играть в данную игру, чтобы получить максимальный развивающий эффект?
Предварительный этап работы
Публикация «Развиваем мышление, Игра „4–й лишний“» размещена в разделах
На предварительном этапе поиграйте с ребенком в игры на классификацию предметов (например, в лото). Выложите перед ребенком карточки с изображением животного, птицы, насекомого, предмета одежды, обуви, транспорта и т. д. и предложите найти к каждой картинке подходящие изображения.
Когда ребенок научился классифицировать картинки, можно переходить к словесным играм. Например, можно поиграть с мячом в игру «я знаю 5 названий…» (растений, животных, птиц, насекомых, одежды, обуви, деревьев, ягод, грибов, посуды школьных принадлежностей и т. д.). Ваша задача - закрепить в речи обобщающие понятия («как назовем одним словом чашку и тарелку?»)
Основной этап работы
После того, как ребенок освоил обобщающие понятия, можно переходить непосредственно к игре. Начинать лучше с простых вариантов с предметными картинками. Можно использовать готовые игры, их варианты представлены на моем сайте в формате презентаций (скачать)
А можно на материале лото составить для ребенка свои загадки: выкладываем 3 картинки из одной категории (например, яблоко, банан и груша) и четвертую из другой (например, стол). Задача ребенка - не только найти лишний предмет, но и объяснить свой выбор, используя обобщающие понятия (стол лишний, потому что это мебель; а остальное - фрукты).
Более сложный вариант - это игра 4-й лишний на материале геометрических фигур. Лишняя фигура может отличаться цветом, формой, величиной, количеством углов.
Когда ребенок хорошо справляется с данными играми, задание можно усложнять, предлагая ребенку найти лишний предмет внутри смежных категорий (например, тюльпан, роза, георгин, фиалка. Фиалка лишняя, потому что это комнатное растение, а остальные – садовые растения). Если ребенок затрудняется в выделении узких категорий (хвойные и лиственные растения, мясные и молочные продукты, лесные и садовые ягоды) – необходимо позаниматься с ним по этим темам дополнительно, например по пособиям Теремковой Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Как еще можно поиграть в эту игру?
Самый сложный вариант игры 4-й лишний – это словесная игра без картинок. Ребенок на слух выделяет лишнее слово и объясняет свой выбор. Начинать стоит так же со слов из разных категорий, например: юбка, рубашка, футболка, сапоги (дифференцируем одежду и обувь). Затем задание можно усложнить: мухомор, подосиновик, подберезовик, боровик (грибы съедобные и несъедобные).
Важно отметить, что даже если ребенок отвечает не верно, нужно дать ему возможность объяснить свой выбор. Объяснение ребенка поможет нам понять, затрудняется ли он в принципе в выделении лишнего предмета или у него не закрепились в речи слова - обобщения. Кроме того, в некоторых заданиях может быть несколько вариантов ответа.
Когда ребенок успешно справляется со всеми вариантами игры, можно предложить ему самому составлять загадки для вас (начинаем опять с загадок с картинками).
Надеюсь, что игра 4-й лишний полюбится в вашей семье. Включайте фантазию и играйте всей семьей! Желаю успехов!