Лариса галахова
Развития двигательной активности и коррекции нарушений физического развития у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта определяется особенностями развития современного дошкольника. Как подчеркивал вице-президент Российской академии образования академик РАО Давид Иосифович Фельдштейн «. ребенок сегодня стал качественно другим».
Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Технология «Са- фи- дансе», игровой стретчинг и скоростной (координационная) лестница
Публикация «Развития двигательной активности и коррекции нарушений физического развития у дошкольников» размещена в разделах
Почему именно они? Потому что упражнения, включенные в данные технологии, способствуют развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков, имеют различный уровень сложности, что позволяет организовать работу в режиме разноуровневых заданий, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяют работать над эмоциональным развитием дошкольников. Не наносят ущерб моторной плотности занятия. Познакомимся с каждой из них.
Технология «Са-Фи-Дансе» сочетает в себе интеграцию двух образовательных областей: физическое и художественно эстетическое развитие. Это, прежде всего сочетание ритма, музыки и движения.
Технология «Са-Фи-Дансе» сочетает в себе интеграцию двух образовательных областей: физическое и художественно эстетическое развитие, поскольку она основана на простых упражнениях ритмической гимнастики, игрового стрейчинга, танца. Причем, цели и задачи данной технологии полностью совпадают с требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к освоению области физическое развитие.
Эффективность данной технологии в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Грамотно подобранные упражнения позволяют оптимизировать моторную плотность физкультурного занятия. А музыкально творческие игры и специальные задания создают возможности для работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Скоростная (координационная) лестница. Это современное спортивное оборудование - гениальное изобретение по своей простоте и эффективности. Ее можно использовать как в работе с профессиональными спортсменами, так и в работе с людьми, имеющими ограничения здоровья, а также с детьми дошкольного возраста. Упражнения на лестнице позволяют не только развивать основные движения и физические качества (быстрота, выносливость, равновесие, но и
корректировать недостатки, возникающие при различной патологии ЦНС (скованность, неподвижность, боязнь пространства).
Да, сегодня отмечается негативная тенденция в состоянии здоровья дошкольников, увеличение детей с синдромом СДВГ, нарушения в физическом и психическом развитии. Но нельзя забывать, что для современного ребенка характерна ранняя интеллектуализация, он открыт для всего нового. У современного ребенка повышенная потребность к восприятию информации, он эмоционален, чувствителен. Именно эти способности можно использовать в работе по физическому развитию дошкольников.
Теоретическая база опыта: Все это нашло свое отражение в работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Ефименко, И. М. Воротилкиной, А. Н. Стрельниковой и др.).
По мнению древне - греческого философа Платона «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыки для души.»
В процессе обобщения опыта использовались труды следующих авторов:
1. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду (Средняя группа)»
2. Программа «Са-Фи-Дансе» Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г.
3. И. М. Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»
4. А. Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»
5. Э. Я Степаненковой «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»
Технология опыта заключается в органичном сочетании музыки, танца и физических упражнений. Элементы са-фи- дансе применятся в рамках классической структуры занятия, в каждой его части. Упражнения подобраны в картотеки по возврату, для упражнений с музыкой подобраны музыкальные произведения. Данная работа производилась совестно с музыкальным руководителем нашего учреждения. (следует отметить, что при возможности аккопонемента эффективность работы возрастает) Различные варианты ритмической гимнастики разучиваются на утренней гимнастике (зарядке)
Нельзя не отметить и еще один элемент данной технологии - это игра, которая к сожалению так же оттесняется, форсируется другими видами деятельности в стремлении родителей подготовить ребенка к школе. Основные элементы, используемые в данной технологии, разучиваются с детьми в игровой форме.
Начиная с самых элементарных образных игр-подражаний (когда мы показываем движением характер животных) и заканчивая творческими заданиями, когда в движении дети передают характер музыки.
Эффективность работы любого специалиста детского сада не возможна без сотрудничества с родителями. По своему опыту считаю, что для работы современным родителям наиболее подходящими методами работы являются интерактивные методы и приемы, которые используются на матер- классах, в открытых показах, минипроектах. Совестно с родителями в прошлом году мы
участвовали в проекте «За руки держась» (на слайде грамота) в рамках которого в утренние часы родители принимали участие в парной гимнастике с элементами са- фи-дансе. (еще пара проектов типа рекламная акция-мы рекламируем что-то связанное с движением, фото репортаж - моя семья и спорт (посмотреть фото семьи Назаровых - выдернуть из презентации
Анализ результативности. Мониторинг результативности освоения детьми области «физическое развитие» осуществляю по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы.
В своей деятельности использую и целевые ориентиры, предложенные технологией «Са-Фи-Дансе» Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г., которые учитывают не только выполнение основных видов движения, но и то, чтобы ребёнок чувствовал ритм и такт музыки, все движения выполнял под муз. сопровождение.
Но, конечно главный результат для меня - это достижения моих воспитанников. В прошлом году впервые за 5 лет мы прошли в полуфинал городского конкурса «Спортивная мозаика», мои дети, как выпускники, так и нынешние воспитанники активно занимаются спортом и танцами.
Трудоёмкость.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных технологий и оборудования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт могут использовать воспитатели и сотрудники ДОУ. Также этой информацией могут воспользоваться учителя физической культуры школ. Технология опыта проста и может быть использована как частично, с применением отдельных методик для использования в образовательном процессе, так и комплексно.