татьяна лядвиг
Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что в последнее время все больше детей страдают нарушениями психоэмоционального развития.
«Почему мой ребенок капризен, агрессивен, враждебно относится к сверстникам, а может и ко взрослым? Почему мой ребенок стеснителен, тревожен? Что делать?» - этими вопросами все чаще задаются родители, не отдавая себе отчет в том, что развивая ребенка физически и интеллектуально, они не уделяют внимания его эмоциональному развитию.
Публикация «Развитие эмоций у дошкольников с функциональными нарушениями зрения в условиях коррекционно-педпроцесса» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Тема развития эмоций у детей очень важна, поскольку именно эмоциональное благополучие ребенка есть основа психического, умственного, физического, эмоционального его развития. Ребенок-дошкольник очень впечатлителен, импульсивен, открыт для знакомства с окружающим миром, для накопления чувственного опыта. Но ему еще трудно разобраться в многообразии эмоционального мира. И это обусловлено его возрастными особенностями:
-недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;
- неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;
- бедность представлений детей о внутреннем мире людей;
Еще сложнее разобраться в эмоциональных проявлениях ребенку с нарушением зрения т. к. у него страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира. Ребенок может просто не замечать деталей, не обращать внимания на незначительные изменения (например, не увидев изменения в мимике, ребенок будет больше ориентироваться на интонацию). Для детей с функциональными нарушениями зрения характерно неумение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, они испытывают скованность и неадекватность мимикожестовой речи, которые затрудняют процесс общения детей между собой и со взрослыми, процесс познания окружающего.
Наше учреждение, непосредственно работающее с детьми, имеющими нарушения зрения, не могло пройти мимо этой проблемы и поиска ее решений. Отсюда и возникла необходимость организации экспериментальной площадки, которая бы позволила детально подойти к проблеме эмоционального развития детей с нарушением зрения.
Прежде чем начать работу экспериментальной площадки, было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, адаптировать, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приема работы с детьми, выстроить систему работы.
Нами была выбрана тема эксперимента - «Развитие эмоций у детей с нарушением зрения в условиях коррекционно-педагогического процесса».
С целью определения готовности коллектива были организованны и проведены внутри учреждения различные мероприятия по повышению квалификации педагогов:
- семинары по темам: «Эмоции и чувства»;
- обучение педагогов по теме: «Развитие эмоций у детей с нарушениями зрения в условиях коррекционно-педагогического процесса»;
- психологическая консультация по теме: «Особенности восприятия эмоций у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»;
- деловые игры: «В мире эмоций»; «Опиши эмоцию по плану».
Вся работа по проведению эксперимента строилась по следующим направлениям:
- организация консультативной помощи педагогам с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности: «Роль музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения»; «Причины эмоциональных нарушений развития ребенка»; «Роль эмоций в образовательном процессе»;
- укрепление материально-технической базы ДОУ для эффективного проведения опытно-экспериментальной работы: «Путешествие в мир эмоций», «Школа добрых волшебников», лото «Театр настроений», практическое пособие И. В. Ковалец «Азбука эмоций», подборки фотографии и иллюстрации детей и персонажей художественных произведений с различными эмоциональными состояниями;
- разработка диагностических карт для определения уровня развития экспрессивных эмоций у детей с функциональными зрительными нарушениями; определение динамики развития эмоций у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;
- разработка алгоритма знакомства с эмоциями и системы занятий по развитию эмоций у детей с нарушениями зрения;
- привлечение родителей к сотрудничеству по формированию представлений у детей дошкольного возраста о различных эмоциональных состояний;
Подбирая дидактический материал, педагоги адаптировали его с учетом особенностей детей, их зрительного диагноза и остроты зрения. Весь дидактический материал имеет оптимальные, т. е. наиболее подходящие для нарушенного зрения характеристики : оконтуривание предметов, увеличение размера рассматриваемых изображений. Величина предъявляемого материала определялась зрительными возможностями детей и остротой зрения. В дидактических играх также используются предметы в контурном и силуэтном изображениях. Для лучшего восприятия изображений дидактический материал по развитию эмоций обязательно дополнялся контурными и силуэтными изображениями предметов, фигур человека, животных и т. д. Изображение деталей и используемый фон имеют резко выраженный контраст. Обязательно все цветные детали и изображения для детей с миопией использовались на тёмном фоне, а для детей с другими диагнозами имели высокий чёрно-белый контраст.
Как познакомить ребенка с эмоцией, как распознать ее? Этот вопрос встал очень остро, когда результаты диагностики показали недостаточный уровень сформированности компонентов эмоций. Необходим был алгоритм ознакомления с эмоциями. Он был разработан педагогами нашего учреждения и лег в основу конспектов занятий, игровых заданий по ознакомлению с эмоциями.
В алгоритме ознакомления детей дошкольного возраста с нарушением зрения с различными эмоциональными состояниями мы определили 4 основных этапа:
I этап. Определение эмоционального состояния человека по мимике.
На этом этапе мы знакомили ребят с эмоцией, предлагая рассмотреть фотографии с изображением лиц. Побуждали к подробному рассматриванию лица, акцентируя внимание на положении губ, бровей, глаз, рта.
Здесь отрабатывались этюды: «Неожиданный подарок», «Заблудился в лесу», «Сломалась любимая игрушка», «Отражение в зеркале» и т. д.
II этап. Определение эмоциональное состояние человека по мимике и пантомимике.
На этом этапе внимание детей акцентировалось еще и на положениях головы, рук, ног, туловища. А реализовывали поставленные цели через организацию НОД, дидактические игры, игровые упражнения, психогимнастику, разыгрывание этюдов. Дети с удовольствием подбирали к заданной эмоции картинки с изображением героев сказок, фотографии, иллюстрации.
III этап. Определение эмоционального состояния человека, персонажа по пиктограмме, силуэтному изображению, подбор иллюстрации, картинки соответствующей силуэтному изображению и пиктограмме.
На этом этапе педагоги вместе с детьми разыгрывали сценки, показывали теневой театр, использовались игры и игровые упражнения с силуэтным наполнением.
IV этап. Закрепление полученных знаний, развитие коммуникативных способностей, обучение составлению рассказов по предложенным темам.
Этот этап наряду с НОД должен быть наполнен театрализованной деятельностью. Необычным, но очень интересным для ребят был театр пантомимы. Педагоги значимое место отвели обучению составлению собственных рассказов по предложенным темам, организуя различные ситуации, в которых ребенок мог проявить сочувствие, сострадание, либо сорадоваться или сопереживать.
На занятиях по ИЗО дети рисовали последовательные события к определенной заданной теме, иллюстрации к произведениям, на музыкальных занятиях учились описывать эмоциональные состояния по музыкальным произведениям. Музыкальным руководителем составлен сценарий театральной постановки «История Веселинки в царстве Эмоций», в которой участвовали ребята нашего ДОУ.
Нельзя рассматривать ребенка вне его семьи, поэтому на ряду, с целенаправленной систематической работой педагогов и детей обязательной была работа с родителями. Она строилась как в рамках индивидуальной работы, так и в рамках работы с родительской группой.
Педагоги проводили социологический опрос, выявили интересы, запросы родителей, определили уровень их педагогической грамотности. Увлекательно проходили педагогические гостиные, мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры, где родители могли получить практические советы в воспитания детей. Большой эмоциональный отклик у родителей, детей и педагогов вызвали совместные праздники, фотовыставки: «Эмоции моего ребенка», постановка спектакля. Новым и очень интересным для родителей стал наглядный информационный материал: журнал «Добрый взгляд в мир детства», проспект: «Эмоциональное воспитание и контакт», «Почему и как взрослые мешают детям проявлять эмоции».
Работу в условиях экспериментальной площадки нельзя считать легкой, она требовала много времени, усилий педагогов по подбору имеющегося материала, разработке нового, но эта работа была очень увлекательной. Педагоги творчески «загорались», придумывали много нового и интересного. И получив положительные результаты, мы с полной уверенностью можем сказать, что организация и работа экспериментальной площадки – это современная, инновационная, продуктивная база для творческих, неравнодушных, целеустремленных педагогов.