Елена Цыцаркина
Развитие умений задавать вопросы
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 титул Развитие умений задавать вопросы
Слайд 2
«Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
А. И. Савенков
Слайд 3
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.
Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того, чтобы понять как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Слайд 4
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труд
Слайд 5
Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия.
Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.
Слайд 6
Какими могут быть вопросы
Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно.
Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на ее недостаточность.
Слайд 7
Вопросы можно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие (прямые или «ли» - вопросы). Верно ли, что … Надо ли, создавать … Должен ли …
Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов.
Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные.
Слайд 8
Приведем примеры: Правда ли, что у тебя дома растет дерево? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например – «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?
Слайд 9
2. Восполняющие (или неопределенные, непрямые, «к» - вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Слайд 10 Пример
Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.
Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
Предпосылкой, или как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или не в явной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить.
На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.
Слайд 11
Вопросы могут быть корректными и некорректными.
Первые:
Корректные - это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях.
Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса.
Если же спрашивающий знает об этом и все равно задает вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей задающих такие вопросы еще в древности философы именовали «софистами», а сам прием задавания таких вопросов софистическим приемом.
Слайд 12
Примеры
Наиболее важное логическое требование к постановке вопроса заключается в том, чтобы его основная, или базисная, часть была истинным суждением. В этом случае вопрос считается логически корректным.
Однако существуют логически корректные вопросы, основные части являются ложными суждениями. Например, вопросы : Возможно ли создание вечного двигателя? Есть ли разумная жизнь на Марсе? Изобретут ли машину времени? и т. п
Некорректные вопросы могут быть провокационными, направленными на то, чтобы запутать собеседника, сбить его столку, поставить в некий логический тупик (софистическими).
Слайд 13
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.
Слайд 14
Другое задание, – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладем на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т. п.
Слайд 15
В науке логике выделено много видов и типов вопросов это :
вопросы установления сходства и различия;
вопросы установления причинно-следственных связей и др.
Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.
К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.
Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с младшими школьниками.
Список этот взят из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти» :
«Строганок – то чем строгают.
Копатка – то чем копают.
Колоток – то чем колотят.
Цепля – то чем цепляют.
Вертуция – то, что вертится.
Лизык – то, то что лижет.
Мазелин – то, чем мажут.
Кусарики – то, что кусают.» [Чуковский К. И. От двух до пяти. –М., 1990. –С., - 30].
Другой пример тоже содержащий вопросы с ошибками - веселое задание – «Вопросы и ответы». Читаем детям и ставим задачу – отвечать хором :
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьет себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?
В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».
Слайд 16
Игра – «угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух, и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем, остальным детям надо догадаться каким был вопрос.
Образцы вопросов :
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа похожие на дракона (грифона, химеру и т. п. ?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называют «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь нашей страны называют Красной?
Прежде чем выполнять задание надо договориться, с отвечающими детьми, о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
Найдите причину события с помощью вопросов. Психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй - стоял до гонца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Сережа готовился к уроку, но когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолет целый день летал над кольцевой автодорогой? Как вы думаете почему?»). Первое задание лучше выполнить коллективно, называя вопросы в слух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.
Игра – «вопросы машине времени».
Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени, один из прошлого, другой из настоящего третий из будущего.
Игра – «вопросы незнакомца».
Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?
Игра – «вопросы домашних животных».
Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.
Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются :
кто … ?
что … ?
когда… ?
где… ?
как … ?
почему … ?
а вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.
Слайд 17
Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения
Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? Какова иерархия уровней креативной постановки вопросов? В ряде специальных исследований содержатся любопытные ответы на эти вопросы.
Мы часто встречаемся с оценочными суждениями в отношении вопросов. Тот или иной вопрос могут назвать «глупым», или, напротив «умным», «интересным». Часто это зависит от субъективных причин, но все же есть основания и для объективной оценки. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы также существует своя иерархическая лесенка? Мы рассмотрим ее на примере схемы, израильского психолога
Эрика Ландау - специалист в области обучения одаренных детей
Уровни креативной постановки вопросов
Куда дальше?
Вопрос, ориентированный
на будущее
Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос
Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос
Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос
Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос
Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос
[Ландау Э. Одаренность требует мужества; Психологическое сопровождение одаренного ребенка, -М., 2002, - с. - 121]
Слайд 18
Часто детские вопросы начинаются со слов «почему», «отчего». Мы к этому давно привыкли и даже создали специальный термин для обозначения детей, которые их задают – «почемучки». При этом, некоторые исследователи, изучавшие характер детских вопросов, считают, что в начале изучения какого-либо предмета, каузальные вопросы ( например: «Почему…»; «Отчего…») непродуктивны. Это вопросы пассивные, обусловленные прошлым и они недостаточно стимулируют интерес к дальнейшим вопросам. Напомним, что кауза (causa) - в переводе с древнегреческого - «причина».
Поэтому желательно, чтобы в начале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы : «Кто…»; «Как…»; «Что…»; «Где…»; «Когда…». Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию – «здесь и сейчас». Это позволяет ее осмыслить. Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.
И только после того как проблемная ситуация по возможности точно описана, мы можем выйти на следующий уровень - задавать каузальные вопросы : «Почему?»; «Отчего?». Таким образом, мы связываем вопросы : «Кто…»; «Как…»; «Что…»; «Где…»; «Когда…». Этот, второй по счету, уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).
Слайд 19
Последовательное прохождение через эти уровни позволяет научить ребенка более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания. Это создает базис для вопросов следующего уровня – «субъективных вопросов» : «Что я об этом знаю?»; «Что я при этом чувствую?»; «Когда я видел или переживал, что-либо подобное?». Как видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию ими проблем, но и развивает их мышление, содействует вовлечению их в проблему.
Следующий виток спирали – «воображаемый вопрос». Он обычно звучит так: «Что было бы, если?»; «Что случилось бы, если?.» и т. п. В собственной опытно-исследовательской практике мы неоднократно сталкивались с тем, что дети начинают с аналогичных вопросов, вопросов этого уровня. Это крайне непродуктивно в начале изучения проблемы, так как обычно не дает возможности ее изучить, а сразу уносит с фантазией «куда-то за облака».
«Оценочные вопросы» - следуют сразу за воображаемыми. «Что лучше?»; «Что правильнее?». Теперь, когда мы прошли все предыдущие уровни вопросов, обязательно должна последовать оценка. Причем важно понимать, что если оценочные вопросы появятся раньше, мы будем существенно ограничены в материале для развития детского мышления.
Если формально рассматривать проблему, то оценочный уровень должен венчать всю схему, но мы уже отмечали, что завершение одной задачи для творческого человека не окончание работы, а лишь начало новой. Мы должны готовить детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому нам необходимо приучать их к дальнейшим вопросам. «Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?»; «Что еще ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребенка, заставляет проверить, как далеко простираются границы его креативности.