Сергей Жиляев
План-конспект родительского собрания «Развитие учебной самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ
на тему: «Развитие учебной самостоятельности»
У- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время и посетили наше собрание, тема которого на сегодняшний день очень актуальна.
Публикация «План-конспект родительского собрания „Развитие учебной самостоятельности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Начать наш разговор я хотела бы с небольшой притчи. Послушайте, пожалуйста и постарайтесь понять ее смысл.
Жил родитель, который очень любил своих детей и очень боялся, что с ними что-то случится. Поэтому он всегда контролировал каждый их шаг, указывая, какое решение принять, какое действие совершить. Он делал всё, чтобы никакие трудности не омрачали их жизнь. Но, несмотря на это, его дети выросли недостойными людьми.
В отчаянии любящий родитель воскликнул :
-Жизнь! Почему же так получилось?
Та ему ответила:
-Потому что ты не дал мне ни единой возможности их воспитать.
У - Как вы считаете, в чем была ошибка этого родителя?
Р – в том, что не научил детей самостоятельности
У - Вы правы, с какой проблемой столкнулся этот родитель?
Р – Делать все за ребенка, принимать решения за ребенка, не значит, помогать ему, а наоборот, это значит вредить.
У – это действительно так. В нашей профессии очень часто нам приходится сталкиваться с детьми, не способными самостоятельно выполнять элементарные действия – сделать запись в тетради, нарисовать рисунок, принять решение. В ФГОС НОО отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Практика же показывает, что на самом деле это вовсе не так.
Проблема учебной самостоятельности мл. шк. одна из ключевых в наше время.
Как вы думаете, уважаемые родители, чему будет посвящена наша встреча?
Р – отсутствию учебной самостоятельности у младших школьников
Вы правы! А тема этого собрания звучит следующим образом «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников»
Чего вы ожидаете от нашего собрания?
УВ. РОД, цель нашего собрания – выяснить как родитель может помочь в развитии учебной самостоятельности своих детей.
Задачи нашего собрания :
• мы узнаем, что такое «учебная самостоятельность» как понятие,
• почему она часто очень недостаточно развита у детей младшего школьного возраста
• как родитель может помочь в ее развитии.
Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.
Как вы считаете, что такое учебная самостоятельность?
Высказывают свое мнение
Н. Ф. Виноградова российский ученый, профессор, доктор педагог. наук, определяет уч. Самост. Как умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне.
Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей.
Учебная самостоятельность, основы, которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.
Давайте представим, как должен выглядеть ребенок, учебная самостоятельность которого достаточно развита.
Перед каждым из вас лежат карточки с высказываниями, но не все описывают именно ребенка с развитой учебной самостоятельностью, первая группа выберете те карточки, которые описывают его. Вторая группа – выберите те, которые не характерны для такого ребенка. Обоснуйте свой ответ.
Работают в микрогруппах
___
• Умение самостоятельно решать различные задачи в ходе урока
• Способность самостоятельно строить план своих действий в ходе урока
• Стремление найти свой подход к новой задаче
• Способность высказывать свою точку зрения
___
• Неспособность самостоятельно принять решение в ходе урока
• Неспособность высказать свою точку зрения
• Неспособность действовать без четкого плана
• Отсутствие стремления находить иные пути решения возникающих ситуаций
___
На доске вы можете увидеть две надписи «развитая учебная самостоятельность» и «неразвитая учебная самостоятельность». Я прошу вас прикрепить отобранные вами карточки к той надписи, к которой на ваш взгляд подходит их содержание так, чтобы получился столбик характеристик.
Прикрепляют карточки
Давайте поработаем все вместе, обсудите в одним большим коллективом, а нужна ли вообще учебная самостоятельность мл. шк с родительской точки зрения? Обоснуйте свой ответ.
По пятибалльной системе, вы как родитель, как бы вы оценили необходимость учебной самостоятельности, докажите ваше мнение.
Оценивают надобность
Каждый из вас, уважаемые родители, наверняка сталкивался с той ситуацией, когда ребенок наотрез отказывается делать домашнее задание или делает это очень неохотно. Так вышло, что все родители, столкнувшиеся с этой же проблемой, негласно разделились на 2 лагеря – одни помогают детям выполнить его и помощь заключается в том, что родитель буквально все выполняет за ребенка, другие же стараются помочь, не делая основную работу за школьника.
Как считаете вы, какая позиция кажется вам более разумной? Давайте представим, что первая группа – сторонники 1 теории, вторая группа – 2. Если обе эти теории достаточно востребованы, значит, каждая из них имеет свои плюсы. Обсудите, какие же плюсы вы сможете выделить каждый в своей теории.
Родительский ринг
Василий Васильевич Давыдов российский и советский педагог считал, что необходимо учить «ребенка учиться самостоятельно уже с начальной школы». Но одной работы учителя в этом направлении недостаточно, родители также должны стремиться помочь своему ребенку научиться учиться без чьей-либо помощи.
Выдающиеся педагоги уже давно все придумали за нас – как помочь ребенку развить учебную самостоятельность. Но получить ответы на все вопросы, не приложив усилий – быть недостойным ответов, так считали древнегреческие мудрецы.
Перед каждым из вас лежат конверты с подсказками как помочь вашему ребенку в этой ситуации, но чтобы их прочесть – сначала их нужно собрать.
Я прошу вас объединиться с вашим соседом по парте и собрать эти подсказки, приклеивая кусочки на бумагу, чтобы у нас вышло полноценное и понятное высказывание. Создадим из них небольшие памятки, что навсегда запомнить. Даю вам минутку.
Парная работа
Давайте озвучим эти правила, подкладывая из под документ-камеру, чтобы мы не только слышали их, но еще и видели. :
1. Не делайте работу данную ребенку за него, даже если у него получается не так хорошо, как получилось бы у вас.
2. Позвольте ребенку самому принимать решения в учебных ситуациях. Он должен решить каким цветом ему разукрасить и какой рисунок он хочет нарисовать.
3. Научите ребенка не бояться высказывать свое мнение и предлагать варианты решения учебных ситуаций. Дайте ему понять, что его мнение тоже важно.
Может кто-то сможет назвать и другие правила, не озвученные нами?
Уважаемые родители, как вы считаете, достигли ли мы цели нашей встречи?
Вы удовлетворены результатом нашего взаимодействия?
(После нашего собрания я с удовольствием выслушаю ваши пожелания и договорившись о личной встрече, мы обсудим этот вопрос еще раз)
Давайте подведем итог нашего собрания, кто считает, что его полученная информация вам полезна, поднимите карточку желтого цвета. Кто не видит пользы в сегодняшнем обсуждении – фиолетового.
Спасибо вам за ваше активное участие и внимание. Я надеюсь, что эта информация пригодится вам в дальнейшей жизни и узнав причины детской лжи, вы сможете предотвращать ее возникновение. А всю обсуждаемую сегодня информацию я обязательно размещу в родительском чате.
На этом наше собрание окончено, спасибо за уделенное время!