Марина Медведева
Конспект занятия «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у дошкольников представления о роли человека в истории и культуре
Задачи: познакомить детей с русской былиной, её возникновением. Познакомить с русским народным инструментом- гусли. Оказывать помощь в разгадывании шарад, кроссвордов; развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Оборудование: картина Васнецова " Богатыри", изображение гуслей, шарады, кроссворд, лабиринт.
Методика проведения:
Публикация «Конспект занятия „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по древней святой Руси. Но как попасть в прошлое? Ведь у нас нет машины времени, чтобы перенестись в далёкие времена. Мы попробуем попасть в древнюю Русь через волшебный мир былины. Вслушайтесь в эти слова " быль", " былина", " было". Что такое былина? Былина- это сказание,которое напоминает быль, т е правду.
Больше всего сложено былин о времени правления Киевского князя Владимира- Красное Солнышко. Эти былины дошли до наших дней, но скажите, ребята, как сохранились эти былины? (ответы детей)
Первыми исполнителями былин были песенники- сказатели, их называли Баяны. Они передавали былины из "уст в уста" по памяти, как слышали от своих предков.
Сопровождалось пение былин игрою на русском народном инструменте- гуслях.
(рассмотреть изображение инструмента, слушание записи игры на гуслях).
- Ребята, какие былины вы знаете (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня и Змей Горыныч, Алёша Попович и Тугарин Змей)
Вот послушайте, ребята, былину, посвящённую поединку Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. (звучит запись игры на гуслях)
- " Возьму гусли звончатые, да настрою на старинный лад. Заведу песню стародавнюю о деяньях славного русского богатыря Добрыни Никитича. Давно это было. В славном городе во Рязани рос- подрастал у отца с матушкой единый сын Добрыня Никитич. А в переводе с греческого, дорогие ребятушки, имя его означало " добрый победитель". Рано научился Добрыня бойко книги читать, да орлиным пером писать, на гуслях играть, песни складывать. А как вырос Добрыня до полного возраста,пробудились в нём ухватки богатырские. Стал Добрыня на коне в чистое поле поезживать, да в запретной Пугай-реке купаться. А неподалёку Пугай-реки на горах Сорочинских жил Змей-Змеище-Горыныч о трёх головах, свирепый, жадный. Ненавидел Змей Добрыню за то, что не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Горыныч к себе на горы в пещеры утаскивал.
Вот и подкараулил Змей, как Добрыня безоружный, в жаркий день стал в Пугай- реке купаться, да заплыл далеко от берега. Тут и налетел Змей, ощерился: " Ты теперь, Добрыня, у меня в руках. Захочу- тебя огнём спалю, захочу- в полон возьму, унесу тебя в горы Сорочинские, во глубокие норы Змеиные!"
Сыплет Змей искры, огнём палит, ладит ухватить добра молодца. А Добрыня проворен,увёртлив, нырнул глубоко, до самого берега. Успел выскочить на жёлтый песок, да схватить шляпу-колпак, да скоро набил шляпу жёлтым песком и метнул тот 3-х пудовый колпак в супротивника. Упал Змей на сыру землю. Вскочил Добрыня змею на грудь, хочет отрубить все 3 головы. Тут поганое чудище взмолилось: " Не бей меня, не казни, отпусти живого. Не стану я больше на Русь налетать, разорять сёла, да людей в полон брать.
Молодой ещё был Добрыня, поверил Змею и отпустил его на волю вольную, а сам поехал в стольный град Киев к ласковому князю Владимиру. Но ещё много раз довелось ему сражаться со Змеем лютым. "
В этой былине Добрыня победил Змея Горыныча. И во всех других былинах всегда побеждали всякую нечисть русские богатыри, потому что были они сильными и могучими, надёжно охраняли землю русскую от врагов.
-Ребята, слышите топот? Это скачет гонец с донесением (вносят берестяную грамоту).Нужно помочь гонцу доставить грамоту в Киев, князю Владимиру, но для этого нужно выполнить несколько заданий, которые будут встречаться на нашем пути.
Чтобы выполнить 1ое задание, я предлагаю рассмотреть картину Васнецова
" Богатыри".(беседа по картине)
2 Чтобы двигаться дальше, надо разгадать шарады. Соотнесите цифры с буквами, прочитайте, какие слова получились (оружие, доспехи). Покажите их на картине.
3 Ребята, мы снова продолжим путь, но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он положил оружие вместе с другими предметами. Помогите богатырям найти своё оружие, закрасьте его красным карандашом.
4 Давайте с вами вспомним поговорки о чести и доблести воинов.
" За совесть, за честь, хоть голову с плеч"
" Один в поле не воин"
" За край свой насмерть стой"
" Кто честно служит, с тем слава дружит"
5 Много врагов было у Руси. Но были у русского княжества воины- богатыри. Они несли на заставах сторожевой дозор.
" Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый-
От врагов защищены
Рубежи родной земли"
6 Дети разгадывают кроссворд по теме.
Как же назывались воины, которые охраняли рубежи родной земли? (стражи)
В российской армии границы нашей Родины охраняют воины- пограничники. Наши мальчики, когда вырастут, пойдут в армию. Они будут защищать нашу Родину от врагов.
7 Последнее наше задание.
Помогите богатырю найти меч- кладенец. Заштрихуйте ту дорожку, по которой должен ехать воин.
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями на своём пути и доставили грамоту князю Владимиру в стольный град Киев.