Ярош Надежда
Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач современной дошкольной образовательной организации является формирование предпосылок интеллектуального развития личности и формирование математических способностей ребенка.
Успешность обучения дошкольника математике зависит от содержания предлагаемого материала, формы его преподнесения, применяемых методов и технологий, созданных условий. Так, педагог должен помнить, что развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, в результате которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна; содержание, предлагаемое детям должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, так как слишком простой или слишком трудный материал не привлекает ребенка, поддержание его интереса к новому материалу возможно, когда он связан с имеющимся личным опытом дошкольников.
Публикация «Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала» размещена в разделах
На занятиях с математическим содержанием ребенок осваивает опре-деленный программой круг знаний и умений. Все, что предлагается в дет-ском саду должно быть интересным, привлекательным, и в то же время, - развивающим познавательную активность, любознательность детей.
Поддержание интереса детей, в ходе образовательной деятельности, организуемой с детьми, возможно с использованием занимательного математического материала, который позволяет не только дать определенные знания детям, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, что является основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.
Занимательный математический материал позволяет активизировать умственную деятельность дошкольника, увлечь и заинтересовать детей ма-тематикой, показать ее привлекательность; способствует расширению, уг-лублению и закреплению математических знаний, умения применять их в других видах деятельности, в новых условиях.
Михайлова З. А. предлагает классифицировать занимательный игровой материал на три основные группы:
• развлечения;
• математические (логические) игры, задачи и упражнения;
• дидактические игры и упражнения.
Развлечения строятся на основе сюжета знакомых детям сказок, мульт-фильмов, с элементами драматизации, инсценировками. В процессе развле-чений используются различные виды занимательного материала : ребусы, лабиринты, кроссворды, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, головоломки по типу: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Въетнамская игра» - состоящие из плоских фигур. На основе пособий «Кубики для всех», «Собери призму», «Куб-хамелеон» ребятам требуется составить объемные фигуры. Педагоги широко применяют такие пособия, как палочки Кюизенера, игры Воскобовича.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, способствует развитию конструктивных умений, таких важных качеств личности ребенка, как: самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость, усидчивость.
Математические (логические) игры, задачи, упражнения бывают словес-ными, а также, известные всем, шашки и шахматы, с блоками Дьенеша, сюда относят задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, задачи в стихотворной форме, логические упражнения.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Логические игры математического содержания способствуют развитию у детей познавательного интереса, способно-сти к творческому поиску, желание и умение учиться, а необыч-ная игровая ситуация с элементами «проблемности», присущими каждой занимательной задаче, всегда вызывает интерес у детей. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенка увлекает, волнует конечная цель: найти нужную фигуру, сложить изображение, преобразовать его. При этом дети выполняют практические действия (перекладывание, подбор, преобразование) и мыслительные действия (обдумывание последовательности действий, выдвижение гипотезы). Таким образом, на основании практических действий и мыслительного обдумывания ребята самостоятельно находят путь, способ решения проблемы.
Дидактические игры и упражнения математического содержания - наиболее известные, и часто применяемые в современной практике дошкольного образования, виды занимательного математического материала. Предназначены они для формирования новых знаний и закрепления уже имеющихся. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В процессе обучения дошкольников, математические игры непосредственно включаются в занятие, а также широко применяются в индивидуальной работе с детьми, могут проводиться в утренние или вечерние часы с подгруппой или со всеми детьми, с целью расширения, уточнения знаний, закрепления математического материала.
Дидактические игровые упражнения занимательны по форме и содержанию, но отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (требуется найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Бабы Яги, царевны Прекрасной). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Педагоги могут использовать в качестве занимательного материала– авторские пособия, а также изготавливать их самостоятельно, ориентируясь на возможности и способности детей своей группы или детского сада.
В качестве такого материала, нами была изготовленафетровая разви-вающая книга, с помощью которой взрослый может обучать, а ребенок-игратьи одновременно выполнять полезные для развития творческие задания. Это многофункциональноематематическое пособиерекомендовано детям старшей группы, содержит 9 страниц, позволяет развивать мелкую моторику, способствует формированию основных мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация) и развитию умения применять полученные математические знания на практике.
На первой странице представлена модель часов со съемными цифрами и подвижными стрелками, действуя которыми, ребята упражняются в умении располагать цифры по порядку, знакомятся с понятием «движение по часовой стрелке» и «противчасовой стрелки», учатся называть указанное стрелками время, или, наоборот, перемещать стрелки часов по заданию.
На второй страницекниги дети встречаются с тренажером, который называется «Божья коровка». Тренажер включает изображение божьей коровки-мамы (карман на молнии) и 7 божьих коровок-деток, на спинки которых нашито разное количество точек (от 1 до 7, все предметы съемные. С помощью этой странички дети осваивают счёт до 7, развивается способность узнавать и называть цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); соотносить предметы по цвету; развивается мелкая моторика рук. Данную игру можно использовать во время занятий как наглядный материал, для индивидуальных занятий с детьми, как настольную игру.
На третьей странице книги представлена игра «Цветик-семицветик», она позволяет закрепить представления о сохранении количества; умения называть числа от 1 до 7 в прямом и обратном порядке;развивать внимание, память, речь, логическое мышление; мыслительные операции (анализ, сравнение).
Четвертая и пятая страница «развивающей книги» позволяеттрениро-вать детей в умении соотносить количество предметов с цифрой, здесь представлены пять изображений корзин, которые можно наполнять различными видами овощей (все детали подвижны, их можно прикреплять с помощью нашитой липкой ленты). Здесь же есть набор «съемных» цифр (от 0 до 9) и арифметических знаков (больше, меньше, равно, с помощью которых, ребята в зависимости от заданий, могут составлять «математические записи», придумывать свои задания. Это позволяет закрепить знания детей об овощах, цифрах, умение сравнивать два множества предметов и уравнивать их; развивать умение воспринимать информацию на слух; развивать связную речь, словесно – логическое мышление; совершенствовать координацию руки и глаза.
На шестой и седьмой страниценаходится дидактическое посо-бие «Паровозик-математическая неделька» (паровоз и семь вагончиков разного цвета, которые между собой легко скрепляются и разъединяются, на каждом написан определенный день недели). Он также сшит из фетра. К каждому вагону, гдеедут пассажиры – дни недели,прикрепляется шарик в виде цифры (с одной стороны шарики цветные, с обратной стороны - «липучка» для удобного присоединения цифры-шарика. Паровоз многофункциональный, его можно перемещать на фланелеграф, на стол или непосредственно использовать в математической книге. Паровозик используется для организациидидактических игр и упражнений, в игровой форме знакомит детей с названиями, последовательностью дней недели; способствует закреплению в активной речи названий, последовательности дней недели, умению детей ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера»; закреплению цветов спектра, количественного и порядкового счета; развитию внимания, памяти и мышления.
Восьмая страницав красочной и интересной форме позволяет детям по-знакомиться с особенностями каждого времени года. Развивающие картины-модули «Времена года» - это 4 отдельных модуля, которые соединяются друг с другом в любом порядке с помощью «липучек». Каждый модуль знакомит с конкретным временем года и позволяет действовать с деталями. В процессе этих действийребята не только изучают и закрепляют основные признаки времен года, но при этом развивается речь, коммуникативные навыки, мелкая моторика. Данное пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками. Его можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской, как элемент при ознакомлении с художественными произведениями.
На девятой, заключительной странице представлена игра «Шнуровка», в которой закрепляются навыки пространственного ориентирования, она способствует усвоению понятий «вверх»-«вниз», «вправо- «влево», развитию мелкой моторики и речи, внимания.
Таким образом, наряду с авторскими, давно известными и разработанными нашими современниками пособиями, воспитатели дошкольных организаций или представители семей дошкольников могут самостоятельно изготовить развивающие пособия,применять их и любой занимательный материал в практике работы с дошкольниками и превратить математику ввеселое, интересное занятие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Н. А. и др. - М. : Айрис-пресс, 2005.-400с.
2. Сумина И. В., Михайлова З. А., Серова З. А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. До-школьное воспитание. – 2011.
3. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников /З. А. Михайлова. - М. : Речь, 2000.
4. Михайлова, З. А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] /З. А. Михай-лова, Е. А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
5. Кузнецова, Е. В. Учимся, играя [Текст] : занимательная математика для ма-лышей в стихах /Е. В. Кузнецова. - М. : ИРИАС, 2006.