Лучший педагог года

Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала (5 фото)

Ярош Надежда
Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала
▼ Скачать

Одной из задач современной дошкольной образовательной организации является формирование предпосылок интеллектуального развития личности и формирование математических способностей ребенка.

Успешность обучения дошкольника математике зависит от содержания предлагаемого материала, формы его преподнесения, применяемых методов и технологий, созданных условий. Так, педагог должен помнить, что развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, в результате которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна; содержание, предлагаемое детям должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, так как слишком простой или слишком трудный материал не привлекает ребенка, поддержание его интереса к новому материалу возможно, когда он связан с имеющимся личным опытом дошкольников.

Публикация «Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала» размещена в разделах

На занятиях с математическим содержанием ребенок осваивает опре-деленный программой круг знаний и умений. Все, что предлагается в дет-ском саду должно быть интересным, привлекательным, и в то же время, - развивающим познавательную активность, любознательность детей.

Поддержание интереса детей, в ходе образовательной деятельности, организуемой с детьми, возможно с использованием занимательного математического материала, который позволяет не только дать определенные знания детям, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, что является основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Занимательный математический материал позволяет активизировать умственную деятельность дошкольника, увлечь и заинтересовать детей ма-тематикой, показать ее привлекательность; способствует расширению, уг-лублению и закреплению математических знаний, умения применять их в других видах деятельности, в новых условиях.

Михайлова З. А. предлагает классифицировать занимательный игровой материал на три основные группы:

развлечения;

математические (логические) игры, задачи и упражнения;

• дидактические игры и упражнения.

Развлечения строятся на основе сюжета знакомых детям сказок, мульт-фильмов, с элементами драматизации, инсценировками. В процессе развле-чений используются различные виды занимательного материала : ребусы, лабиринты, кроссворды, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, головоломки по типу: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Въетнамская игра» - состоящие из плоских фигур. На основе пособий «Кубики для всех», «Собери призму», «Куб-хамелеон» ребятам требуется составить объемные фигуры. Педагоги широко применяют такие пособия, как палочки Кюизенера, игры Воскобовича.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, способствует развитию конструктивных умений, таких важных качеств личности ребенка, как: самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость, усидчивость.

Математические (логические) игры, задачи, упражнения бывают словес-ными, а также, известные всем, шашки и шахматы, с блоками Дьенеша, сюда относят задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, задачи в стихотворной форме, логические упражнения.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Логические игры математического содержания способствуют развитию у детей познавательного интереса, способно-сти к творческому поиску, желание и умение учиться, а необыч-ная игровая ситуация с элементами «проблемности», присущими каждой занимательной задаче, всегда вызывает интерес у детей. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенка увлекает, волнует конечная цель: найти нужную фигуру, сложить изображение, преобразовать его. При этом дети выполняют практические действия (перекладывание, подбор, преобразование) и мыслительные действия (обдумывание последовательности действий, выдвижение гипотезы). Таким образом, на основании практических действий и мыслительного обдумывания ребята самостоятельно находят путь, способ решения проблемы.

Дидактические игры и упражнения математического содержания - наиболее известные, и часто применяемые в современной практике дошкольного образования, виды занимательного математического материала. Предназначены они для формирования новых знаний и закрепления уже имеющихся. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В процессе обучения дошкольников, математические игры непосредственно включаются в занятие, а также широко применяются в индивидуальной работе с детьми, могут проводиться в утренние или вечерние часы с подгруппой или со всеми детьми, с целью расширения, уточнения знаний, закрепления математического материала.

Дидактические игровые упражнения занимательны по форме и содержанию, но отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (требуется найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Бабы Яги, царевны Прекрасной). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Педагоги могут использовать в качестве занимательного материала– авторские пособия, а также изготавливать их самостоятельно, ориентируясь на возможности и способности детей своей группы или детского сада.

В качестве такого материала, нами была изготовленафетровая разви-вающая книга, с помощью которой взрослый может обучать, а ребенок-игратьи одновременно выполнять полезные для развития творческие задания. Это многофункциональноематематическое пособиерекомендовано детям старшей группы, содержит 9 страниц, позволяет развивать мелкую моторику, способствует формированию основных мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация) и развитию умения применять полученные математические знания на практике.

На первой странице представлена модель часов со съемными цифрами и подвижными стрелками, действуя которыми, ребята упражняются в умении располагать цифры по порядку, знакомятся с понятием «движение по часовой стрелке» и «противчасовой стрелки», учатся называть указанное стрелками время, или, наоборот, перемещать стрелки часов по заданию.

На второй страницекниги дети встречаются с тренажером, который называется «Божья коровка». Тренажер включает изображение божьей коровки-мамы (карман на молнии) и 7 божьих коровок-деток, на спинки которых нашито разное количество точек (от 1 до 7, все предметы съемные. С помощью этой странички дети осваивают счёт до 7, развивается способность узнавать и называть цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); соотносить предметы по цвету; развивается мелкая моторика рук. Данную игру можно использовать во время занятий как наглядный материал, для индивидуальных занятий с детьми, как настольную игру.

На третьей странице книги представлена игра «Цветик-семицветик», она позволяет закрепить представления о сохранении количества; умения называть числа от 1 до 7 в прямом и обратном порядке;развивать внимание, память, речь, логическое мышление; мыслительные операции (анализ, сравнение).

Четвертая и пятая страница «развивающей книги» позволяеттрениро-вать детей в умении соотносить количество предметов с цифрой, здесь представлены пять изображений корзин, которые можно наполнять различными видами овощей (все детали подвижны, их можно прикреплять с помощью нашитой липкой ленты). Здесь же есть набор «съемных» цифр (от 0 до 9) и арифметических знаков (больше, меньше, равно, с помощью которых, ребята в зависимости от заданий, могут составлять «математические записи», придумывать свои задания. Это позволяет закрепить знания детей об овощах, цифрах, умение сравнивать два множества предметов и уравнивать их; развивать умение воспринимать информацию на слух; развивать связную речь, словесно – логическое мышление; совершенствовать координацию руки и глаза.

На шестой и седьмой страниценаходится дидактическое посо-бие «Паровозик-математическая неделька» (паровоз и семь вагончиков разного цвета, которые между собой легко скрепляются и разъединяются, на каждом написан определенный день недели). Он также сшит из фетра. К каждому вагону, гдеедут пассажиры – дни недели,прикрепляется шарик в виде цифры (с одной стороны шарики цветные, с обратной стороны - «липучка» для удобного присоединения цифры-шарика. Паровоз многофункциональный, его можно перемещать на фланелеграф, на стол или непосредственно использовать в математической книге. Паровозик используется для организациидидактических игр и упражнений, в игровой форме знакомит детей с названиями, последовательностью дней недели; способствует закреплению в активной речи названий, последовательности дней недели, умению детей ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера»; закреплению цветов спектра, количественного и порядкового счета; развитию внимания, памяти и мышления.

Восьмая страницав красочной и интересной форме позволяет детям по-знакомиться с особенностями каждого времени года. Развивающие картины-модули «Времена года» - это 4 отдельных модуля, которые соединяются друг с другом в любом порядке с помощью «липучек». Каждый модуль знакомит с конкретным временем года и позволяет действовать с деталями. В процессе этих действийребята не только изучают и закрепляют основные признаки времен года, но при этом развивается речь, коммуникативные навыки, мелкая моторика. Данное пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками. Его можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской, как элемент при ознакомлении с художественными произведениями.

На девятой, заключительной странице представлена игра «Шнуровка», в которой закрепляются навыки пространственного ориентирования, она способствует усвоению понятий «вверх»-«вниз», «вправо- «влево», развитию мелкой моторики и речи, внимания.

Таким образом, наряду с авторскими, давно известными и разработанными нашими современниками пособиями, воспитатели дошкольных организаций или представители семей дошкольников могут самостоятельно изготовить развивающие пособия,применять их и любой занимательный материал в практике работы с дошкольниками и превратить математику ввеселое, интересное занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Н. А. и др. - М. : Айрис-пресс, 2005.-400с.

2. Сумина И. В., Михайлова З. А., Серова З. А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. До-школьное воспитание. – 2011.

3. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников /З. А. Михайлова. - М. : Речь, 2000.

4. Михайлова, З. А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] /З. А. Михай-лова, Е. А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

5. Кузнецова, Е. В. Учимся, играя [Текст] : занимательная математика для ма-лышей в стихах /Е. В. Кузнецова. - М. : ИРИАС, 2006.

Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала
Одной из задач современной дошкольной образовательной организации является формирование предпосылок интеллектуального развития личности и формирование математических способностей ребенка Успешность обучения дошкольника математике зависит от содержания предлагаемого материала формы его преподнесения применяемых методов и технологий созданных условий Публикация Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала размещена в разделах Математика Математические представления ФЭМП Развитие ребенка
Публикации по теме:

Использование занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представленийИспользование занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представлений Представляю вам презентацию по использованию занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представлений.

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» 1. «Четвёртый лишний». Ребёнку предлагается три игрушки, сходные по одному признаку (цвет, форма, назначение) и один предмет, отличающийся.

Семинар-практикум «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей» "Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей" Подготовила: Пасько Г. В., старший воспитатель дошкольных.

Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

Анкета для родителей «Использование занимательного развивающего материала для развития математических представлений детей» Уважаемые родители! Просим Вас поучаствовать в исследовании, целью которого является выявление компетентностей родителей в вопросах использования.

Использование занимательного материала в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы) «Мышление начинается с удивления»-, любил повторять выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Необходимым условием развития современного общества.

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материалаКак организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей» Консультация для воспитателей "Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей" Обучение математике детей.

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №32» «Развитие познавательного интереса детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала
Опубликовано: 11 июля 2019 в 12:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала» (включая файлы) размещена пользователем Ярош Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД