Светлана Черных
Развитие творческих способностей детей с ОНР с помощью экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок-это маленький исследователь, первооткрыватель. Весь мир для него это открытая книга загадок. Познание окружающего мира для малыша- это естественная физиологическая потребность. Вся окружающая действительность для него большая лаборатория исследований. Никакой другой вид деятельности не развивает так творческую активность, как экспериментальная деятельность. В процессе экспериментальной деятельности у ребёнка реализуется естественная потребность в удовлетворении своей любознательности (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). Именно поэтому мы в своей группе уделяем большое значение организации экспериментально-исследовательской деятельности. Особенно актуальна проблема развития творческих способностей, любознательности у детей, имеющих общее недоразвитие речи в связи с недостаточностью развития высших психических функций: внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ОНР с помощью экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того, чтобы заинтересовывать детей, имеющих ОНР в исследовательской деятельности, мы в своей группе используем различные приё мы: специально-смоделированные необычные события: внесение в группу интересных предметов, магнитов, песочных часов, микроскопа, коллекции минералов и т. д. Создаём путём наводящих вопросов проблему, и, совместно с детьми, решаем возникшую задачу. Например, вношу в группу красивую раковину, предлагаю детям её рассмотреть через лупу, послушать как «шумит» море, в маленьких и больших раковинах. Дети спрашивают, почему в большой раковине шум моря слышен громче, а в маленьких тише. Путем исследования всех раковинах подвожу детей к выводу, что чем больше диаметр раковины, измеряем его линейкой, тем сильнее звук моря в нём.
Очень часто во время прогулки у детей возникают непредвиденные вопросы, которые требуют ответа, создаётся ситуация проблемы, тогда мы с детьми проводим случайный эксперимент. Этот эксперимент не требует специальной подготовки. Например, дети, наблюдая полёт паучка, спрашивают, а почему он летит, ведь у него нет крылышек. Мы берём лупу, рассматриваем через неё паучка и обнаруживаем, что у паучка есть маленькая и тонкая паутинка, которая несёт паучка по воздуху, как на парашюте. В ходе беседы стараюсь развивать речь детей, учу их правильно строить предложения, правильно согласовывать слова в, активизирую словарный запас, прививаю детям любознательность, предлагаю ознакомиться с энциклопедией «Эти забавные паучки».
Совсем по- другому провожу запланированную экспериментально-исследовательскую деятельность. Сначала выбираю объект исследования, сообщаю детям цель и задачу, даю время на обдумывание, затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента делаю подведение итогов и хода эксперимента. Стараюсь не давать детям готовых выводов, а подвести их к тому,чтобы выводы и заключения они сделали сами. Стараюсь жёстко не регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением не стоит прерывать его занятие только потому, что кончилось время. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
В процессе детского экспериментирования не следует жёстко придерживаться строго намеченного плана, и я разрешаю детям разговаривать. В совместной экспериментальной деятельности создаются прекрасные условия для развития коммуникативных навыков. умения договариваться, планировать свои действия, прислушиваться друг к другу, уступать друг другу. После эксперимента приучаю детей убирать своё место.
В заключении хочется остановиться на оснащении нашего экспериментально-исследовательского уголка. В нашем уголке представлено самое разнообразное оборудование: таблицы, схемы, серии картин, познавательная литература, атласы, тематические альбомы, простейшие приборы, коллекции. Также в нашем экспериментальном уголке есть природные материалы; бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха ткани, пластмассы, пробки; технические материалы: гайки, винтики, болты, шурупы, скрепки, детали конструктора, разные виды бумаги; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, шары, стёкла, сито, воронка, различные виды крупы.
Использование экспериментально - исследовательских технологий помогло нашим детям, решить следующие задачи:
1. Сформировали у детей элементарные представления о взаимодействии и взаимосвязях всех живых организмов со средой обитания, научили бережно относиться к природным объектам.
2. Развили устойчивый интерес к природе, к её неживым и живым объектам.
3. Научили видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения.
4. Научили бережно относиться к природе, сформировали умение ответственно ухаживать за растениями, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных.