валентина максимова
Развитие тонкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. В своей работе «Лекции по психологии» Л. С. Выготский отмечает, что в широком смысле слова тонкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком значении, под тонкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [1]. По мнению ученых, эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство специалистов, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. 85 Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые Й. Цуцуми, Н. Токудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста разрабатывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. Изучением развития тонкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и др. В исследованиях последних лет описаны приемы работы по развитию тонкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. В частности в работах С. Афонькина, Л. В. Кобзарь, Г. В. Кушнир, А. Л. Сиротюк и др. подтверждается тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. По мнению В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них «идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [3, с. 16]. В дошкольном возрасте, который имеет важнейшее значение для полноценного сенсомоторного развития детей, происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопление разнообразных представлений об окружающем мире. Через мелкую моторику развивается мышление, внимание, память, речь, воображение детей [2]. Как отмечает, В. А. Сухомлинский уровень развития тонкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития тонкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц [3]. Дети с плохо развитой тонкой моторикой рук, как правило, неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма. Е. Щеповских считает, что тонкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптикопространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков тонкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий [5]. Исследователь С. А. Рогова выделяет несколько уровней развития тонкой моторики у детей. Высокий уровень развития тонкой моторики, по ее мнению, характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень развития тонкой моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне 86 утомления. Низкий уровень развития тонкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [4]. Как показал анализ литературы, проблема развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста является достаточно разработанной. Исследователи уделяют внимание тому факту, что развитость тонкой моторики оказывает влияние на психические процессы, в том числе мышление и речь. Поэтому активно исследуется влияние тонкой моторики на развитие детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. Кроме того, от уровня развития тонкой моторики зависит качество жизни дошкольника – ребенок с развитой тонкой моторикой рук чувствует себя состоятельным как в самообслуживании (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, так и в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка). На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что развитость тонкой моторики оказывает влияние на все психические процессы, в том числе мышление и речь. От развитости тонкой моторики зависит качество жизни дошкольника. Ребенок с развитой тонкой моторикой ощущает себя более уверенно в различных видах деятельности (самообслуживание, конструирование, рисование, лепка, письмо). Кроме того, уровень развития тонкой моторики является одним из показателей готовности к школьному обучению.