Елена Юрьевна Федюнина
Развитие связной речи как фактор готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Неоспорим тот факт, что речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. Чаще всего родители старших дошкольников обращаются в логопедический кабинет за исправлением неправильного звукопроизношения своих чад, тем более что не за горами школа. Однако из вида упускается то, что звукопроизношение – это только часть нашей речи. Неправильное произношение отдельных звуков нежелательно, но допустимо, что нельзя сказать об ошибках лексико-грамматического характера.
Публикация «Развитие связной речи как фактор готовности к школе» размещена в разделах
Каждый поступающий в школу ребенок должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения школьными навыками еще до начала обучения у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове);
сформированность грамматических систем, выражающихся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;
владение связной речью;
сформированность зрительно-пространственных представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.
Исходя из вышеуказанного, развитие речи дошкольника должно осуществляется сразу в четырех направлениях.
1. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечениях согласных звуков. Слухо-речевая память необходима будущему школьнику для удержания многоуровневых инструкций, заучивания стихотворений.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи
Почти у каждого старшего дошкольника, родители которого обеспокоены «кашей во рту» своего ребенка, плохо развиты способности словоизменения и словообразования, дети иногда не понимают сложные высказывания, плохо учитывают ролевые признаки при формировании высказываний, недостаточно понимают и передают смысл текста. Работа в этом направлении должна идти планомерно, органично захватывая как способность словоизменения так и словообразования:
Множественное и единственное число, согласование в числе: зайчонок – зайчата; один бельчонок, два бельчонка, семь бельчат.
Предложно-падежные отношения: утята – нет … утят. Утка следит за… утятами.
Оперативный подбор слов, чаще глаголов. Скажи коротко: остаться на зиму. Ответ «зимовать».
Притяжательные прилагательные. Вот лошадь. Чей это хвост? (лошадиный). Вот лиса. Чьи это лапы? (лисьи).
Синонимы и антонимы для разных частей речи. Скажи наоборот: зима – лето, верхний – нижний. Скажи по-другому: плакать – рыдать, реветь, хныкать.
3. Развитие связной речи
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода "материальная база" для нее - он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. Ребенок может "перескакивать" с одной части рассказа на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рассказах" выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты, что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может "обрастать" какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событии, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост. " В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента, и завершение "происшествия", или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения.
Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи.
Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.
Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
В работе по развитию связной речи логопеды от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) поэтапно переходят к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.
При обучении детей с высоким уровнем сформированности связной речи используются следующие виды творческого рассказывания:
добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,
составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,
составление рассказа с включением (исключением) объектов,
составление рассказа по комплекту игрушек,
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,
придумывание рассказа про знакомого героя,
составление рассказа по его названию,
придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.
При среднем уровне речевых возможностей детей, когда к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, предусмотрены следующие виды рассказывания:
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин
Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине
Составление описательных рассказов (с использованием схем)
Творческое рассказывание
Если уровень сформированности связной речи детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания.
4. Развитие зрительно-пространственных представлений
Этот блок необходим для глобального решения актуальной проблемы дисграфии и дислексии у учеников начальной школы. Под термином дисграфии понимается стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Здесь важнее говорить о способах профилактики дисграфии у дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников, так как любую речевую патологию легче предупредить, чем устранить.
Актуальной на сегодняшний момент становится проблема зеркальных ошибок при написании цифр и букв. В работе по преодолению зеркальности у старших дошкольников эффективными являются такие приемы как раскладывание карточек с правильно и неправильно написанными буквами и цифрами с последующей их маркировкой цветом; творческие графические задания («нарисуй дерево, на котором вместо листьев растут шестерки»); отыскивание правильных букв и цифр среди правильно и зеркально изображенных графем. Систематическая работа с использованием выше предложенных приемов позволяет в кротчайшие сроки сформировать прочную связь фонема-графема-кинема-артикулема.