Получи документы

Развитие словаря у детей дошкольного возраста посредством заданий экономической направленности

Гулмадова Садбарг Абдусаломовна
Развитие словаря у детей дошкольного возраста посредством заданий экономической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные

формы его организации.

Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, как игры, комплексно-тематические занятия, вечера досуга и пр.

Публикация «Развитие словаря у детей дошкольного возраста посредством заданий экономической направленности» размещена в разделах

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются

реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту

ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Невозможно экономическое воспитание без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь педагогу оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки; (С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», С. Маршак «Как печатали книгу?», С. Михалков «Как старик корову продавал» и многие другие). На примере прочитанного произведения детям легче объяснить сложные экономические понятия. Знакомство детей с народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках, позволяет прочно закрепить в памяти ребёнка мораль, которую они несут.

Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.

Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини- программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Э. Успенский, Т. В. Смирнова, Р. С. Лукьянова и др.) «Белка и компания», «Дом в обычном переулке». Форма сказочного повествования выбрана, конечно, не случайно. В сказке, как в волшебном зеркале, отражается жизнь, описываются те или иные экономические ситуации, раскрываются экономические понятия. При этом сказка помогает создать положительный эмоциональный настрой, вызывает чувство сопереживания, желание помочь героям решить их проблемы. А если есть желание, то легче разобраться в экономических причинах затруднительных положений, найти способы выхода из них.

В данном курсе возможно такое обучение, которое затрагивает одновременно ум и сердце ребенка. Авторы стремятся осветить каждую экономическую категорию со всех сторон и в различной форме подачи материала – от табличной и графической до игровой и словесной. Развивающие "хитрые" задания, головоломки, ребусы, разнообразные творческие задания, представленные в книгах, создают основу для развития мышления ребенка, помогают закрепить полученные детьми знания.

Изначально ребёнок погружается в неадекватную экономическую ситуацию. Осознав эту неадекватность – на основе финала каждой главы и собственного жизненного опыта, ребёнок прочно усваивает экономически грамотный подход к обыденным житейским проблемам.

Например, Мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия новой одежды была готова, но в продажу не поступила.

«Почему?»- удивились козлята. «Товар не может продаваться без этикетки

(ярлыка)- поясняет Коза. - На этикетке указывается название изделия, размер, его

изготовитель, цена. Козлята с удовольствием принялись за изготовление таких

необходимых этикеток.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний используются

народные и авторские сказки.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических

понятий:

Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения.

Сказки, отражающие труд людей.

Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного

хозяйства.

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»,

экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство.

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности,

как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность,

хозяйственность, бережливость.

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические,

бытовые, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

В экономическом воспитание дошкольников помогают произведения детской

художественной литературы. Например, в такие произведениях как, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Маршака «Откуда стол пришёл», В. Осеевой «Сыновья», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин

«Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое

зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе» и в многих других воспитывают

уважение к результатам труда, трудолюбие, целеустремленность, отрицательное

отношение к лени.

Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев

«Дудочка и кувшинчик» помогают понять такое трудное экономическое понятие как «бартер».

А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый волк»

усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль», затем

самостоятельно в игровой деятельности выполнять простейшие операции для

получения выгоды, определять выгодность сделки.

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку

построила».

Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».

2. Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский

«Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».

3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах»,

С. Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Уроки тётушки-совы. Азбука денег.

Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем.

Дядя Коля — нумизмат.

Значит, каждый экспонат,

Я скажу вам по секрету,

Называется

Пословицы и поговорки по экономическому воспитанию.

Долг платежом красен.

Хороший товар сам себя хвалит.

Не солгать, так и не продать.

Товар места не пролежит.

Ты с запросом, а я с подачей.

С прибытку голова не болит.

Товар лицом продают.

Без счёту и денег нету.

Цена хороша, а не будет барыша.

Не бойся убытка, так придут барыши.

В торгу друг, кто деньги платит.

Экономические загадки-добавлялки :

На товаре быть должна обязательна. (цена)

Коль трудиться круглый год, будет кругленьким. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить. (налоги)

Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без. (рекламы)

Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в. (банке)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой. (вклад)

И врачу, и акробату выдают за труд. (зарплату)

На рубль – копейки, на доллары – центы, Бегут - набегают в банке. (проценты)

Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы. (ссуду)

Проведение диагностики знаний, умений и навыков воспитанников на предмет

усвоения основных экономических понятий.

Опрос можно провести по следующим вопросам:

1. Назови полное имя бабушки и дедушки.

2. Кем работают твои папа и мама?

3. Что делают родители на работе, в чём состоит их труд?

4. Чем отличается магазин от рынка?

5. Что такое супермаркет?

6. Для чего появились деньги?

7. Как в кошельке появляются деньги?

8. Что такое рациональность?

9. Что такое валюта?

10. Назови, какой страны эта валюта.

11. Из чего складывается цена товара?

12. Для чего нужна реклама?

13. Что такое экономика?

14. Назови крупные предприятия нашего города.

Условно можно отнести ответы детей к соответствию высокому уровню развития в

том случае, если ребёнок может дать чёткий полный ответ на вопрос; к среднему

уровню развития, если ребёнок даёт приблизительный ответ, способен ответить при

помощи наводящих вопросов; к низкому уровню развития, если ребёнок затрудняется

ответить, даёт примерный ответ при помощи наводящих вопросов.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических

представлений у дошкольников способствует :

формированию экономического сознания дошкольника

приближению к реальной жизни

пробуждению экономического мышления

получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;

обогащению детского словаря

выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно

соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца

возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного

зарабатывания.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря у детей дошкольного возраста посредством заданий экономической направленности
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 15:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словаря у детей дошкольного возраста посредством заданий экономической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Гулмадова Садбарг Абдусаломовна (УИ 3466249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД