Федулеева Лариса
Развитие системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания (для семей с детьми до 3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа - образцы для подражаний. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских отношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Публикация «Развитие системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания (для семей с детьми до 3 лет)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время современная семья переживает сложные времена: нестабильная экономическая обстановка в стране, высокий уровень занятости в производственной сфере, низкий уровень психолого-педагогический грамотности в воспитании ребенка, неверное понимание своей роли в процессе развития ребенка, в становлении его как личности, готовой в жизни в социуме. Все это порождает отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к своей роли родителя, снижает социальную установку на вопросы воспитания и развития ребенка как личности.
Данные тенденции в жизни общества и связанные с ними глубинные изменения детства нельзя оставлять без внимания специалистам дошкольного образования. И вот поэтому сегодня как никогда ранее требуется обновление такого важного вопроса как психолого-педагогическое просвещение современных родителей, которым необходима квалифицированная помощь педагогов-профессионалов.
Сегодня семья и семейное воспитание становятся приоритетами государственной политики России, что находит отражение в законодательных актах. Идея оказания педагогической помощи родителям прослеживается в статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», а «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
ФГОС ДО также ставит перед ДОО задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны м укрепления здоровья детей», тем самым ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада.
Данные вопросы решаются с родителями детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Однако значительный процент детей раннего возраста не охвачены услугами дошкольного образования, в силу разных обстоятельств (нет мест в детском саду; родители считают, что лучше посещение сада с более старшего возраста).
И поэтому вопросы организации дошкольного образования для детей раннего возраста, не охваченных дошкольным образованием, вопросы взаимодействия ДОО и родителей, оказание им профессиональной помощи в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей в настоящее время актуальны и требуют к себе пристального внимания, так как, одним из приоритетных направлений развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования.
Президент России Владимир Путин распорядился до конца 2023 года обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Создание консультационных центров для родителей и их детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, является эффективным средством сопровождения семейного обучения. Категория «семейное образование» рассматривается как форма освоения ребенком образовательной программы в семье, при которой родители (законные представители) самостоятельно выбирают образовательную траекторию, организуют и осуществляют образовательный процесс, в ходе которого они вправе воспользоваться услугами консультационного центра по своему выбору.
С целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и созданием равных стартовых возможностей при поступлении в школу, обеспечения педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях ДОУ, в филиале «Звёздочка» работают группы кратковременного пребывания спортивной направленности и адаптационная группа кратковременного пребывания.
Основное отличие групп кратковременного пребывания от групп раннего возраста детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.
В сравнении с группой раннего возраста специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 3 раза в неделю на 3 часа, образовательной деятельности организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для игровой деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности. Основной особенностью и главным назначением групп кратковременного пребывания является создание условий для безболезненной адаптации детей раннего возраста.
Педагогами филиала «Звёздочка» Белозерцевой О. В. и Шипиловой М. В. под руководством старшего воспитателя Федулеевой Л. Е., разработаны программы групп.
Цель работы адаптационной группы кратковременного пребывания: гармоничное развитие личности ребенка, адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.
Основные задачи:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Образовательные :
-вызвать у детей радость от общения с окружающими;
-побуждать малышей к самостоятельной деятельности;
-формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
-формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
-расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
-обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет;
-обращать внимание детей на комнатные растения в группе;
-для характеристики эстетических свойства природных явления, предметов использовать поэтические строки, потешки, загадки.
Воспитательные :
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, к окружающим взрослым.
Планируемые результаты:
• Накопление сенсорного опыта.
• Становление речи ребенка.
• Развитие мелкой и крупной моторики.
• Умение уважать желание и возможности ребенка.
• Представление ребенка об окружающем мире
• Дети овладевают навыками: самостоятельности, активности, инициативности
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Цель работы адаптационной группы кратковременного пребывания спортивной работы: способствование формированию и развитию основных двигательных умений и навыков, зрительного и слухового внимания, коммуникативных качеств, укрепление здоровья ребенка.
Задачи:
• оздоравливать детей;
• содействовать развитию чувства ритма, внимания, умению согласовывать движения с музыкой; • развивать у детей навык принятия решений через участие в играх;
• развивать органы дыхания, кровообращения, ССС, нервной системы организма
Вывод: Таким образом, девизом общения педагогов с родителями детей не посещающих детский сад, возможно, станут слова Е. П. Арнаутовой: «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».