Ангелина Аладьина
Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей.
Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в первый класс c достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями. Если же ребёнок приходит в школу без этого багажа, он обречён на неуспешность в обучении. Таких детей сегодня относят к группе академического риска, и практически нет ни одного класса, в котором не было бы подобных детей.
Публикация «Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет, констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий.
Краткая характеристика детей с ОВЗ. Рассмотрим, какие дети входят в категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья». К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся :
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). [1]
Каждой группе детей с нарушениями необходимы специальные условия обучения и воспитания:
1. Для детей с нарушением слуха характерно нарушение звукопроизношения или отсутствие речи. У детей этой категории совпадают по объему активный и пассивный словарные запасы.
Условия обучения и воспитания детей с нарушением слуха:
- Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром;
- Педагог не должен поворачиваться спиной к ученику во время устных объяснений;
- Сажать такого ребенка лучше за первую парту справа от педагога;
- Помочь слабослышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих детей;
- Развивать слуховое внимание;
- Обязательное сотрудничество с логопедом, родителями ребенка.
2. Для детей с нарушением зрения характерно затруднения ориентировки в пространстве, неуверенность, противоречивость эмоций, трудности в общении.
Условия обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
- Наличие специальных пособий, рассчитанных на данную группу детей;
- При опоре на осязание и слух ребенок может сидеть за любой партой, при опоре на остаточное зрение ученик должен сидеть за первой партой в среднем ряду;
- Охрана и гигиена зрения;
- Записи на доске должны быть крупными, контрастными.
3. Для детей с нарушением речи характерно несоответствие речевого развития возрасту ребенка.
Условия обучения и воспитания детей с нарушением речи :
- Обязательная работа с логопедом;
- Создание и поддержка развивающего речевого пространства;
- Своевременная смена труда и отдыха;
- Пополнение активного и пассивного словарных запасов;
- Стимулирование активности ребенка в исправлении речевых ошибок;
- Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи.
4. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерно недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Условия обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- Организация полноценного, разнопланового воспитания и развития личности;
- Комплексный характер коррекционно-педагогической работы;
- Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;
- Тесное взаимодействие с родителями.
5. Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, восприятия, памяти, внимания, моторики, уровня мотивированности, познавательных интересов, всех видов продуктивной деятельности.
Условия обучения и воспитания детей с умственной отсталостью:
- Развитие всех психических процессов и познавательной деятельности;
- Формирование правильного поведения;
- Обеспечение социальной адаптации;
- Взаимодействие с психологом, родителями;
- Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики.
6. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерными особенностями являются снижение работоспособности, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас, ограниченный запас общих сведений и представлений, слабая техника чтения, неудовлетворительный навык каллиграфии, трудности в счете и при решении задач.
Условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития :
- Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности (т. е. уже усвоенным знаниям и навыкам).
- Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (формирование умения осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
- Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем.
- Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
- Малая наполняемость класса (10–12 человек).
- Организация классов коррекционно-развивающего обучения в стенах массовой школы.
- Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог-учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.
- Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.
- Организация взаимодействия и взаимопомощи детей в процессе учебной деятельности.
7. Для детей с нарушением поведения и общения характерно повышенная раздражительность, двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью, проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях, проявления невропатии.
Условия обучения и воспитания детей с нарушением поведения и общения:
- Учет возможностей ребенка при организации занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.
- Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
- Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке.
- Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.
8. Специфической особенностью детей с комплексными нарушениями психофизического развития является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты.
Условия обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями психофизического развития :
- Оснащение необходимым специальным оборудованием;
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;
- Сотрудничество со специалистами и родителями ребенка;
- Осуществлять подбор различных интересных заданий для повышения мотивации учащихся;
- Использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.
Главной задачей педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является помощь в дальнейшей социализации, обучить важнейшим навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. И главное, что должен развить учитель у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это коммуникативные навыки. За время обучения учащийся должен овладеть связной речью: устной и письменной.
Характеристика речи детей с ОВЗ.
Развитие речи – центральная задача системы работы в школе, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего наблюдаются нарушения в произношении, лексике, грамматике, затруднения при подборе слов, построении диалога, использовании выразительных средств речи.
В новых условиях появилась необходимость при обучении детей с ОВЗ применять особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с ОВЗ.
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи. В развитии связной речи выделяются два аспекта: работа над диалогом и монологом.
Самым трудным для учащихся является описание предмета с использованием выразительных средств. Существует такой метод формирования умения описывать предмет, как работа по готовым текстам-моделям, по которым ученик может построить аналогичное высказывание.
Работа с текстом-моделью может быть трех видов:
1. Составление аналогичных текстов по предложенной модели.
2. Продолжение текста-модели по предложенному началу.
3. Конструирование текста модели путем обогащения содержания предложений.
Также развитию устной речи и расширению словарного запаса способствуют такие виды деятельности как:
- речевая зарядка;
- пересказы текстов;
- чтение и обсуждение прочитанных текстов;
- составление рассказов по картине, по ключевым словам;
- закончить предложение, используя пары картинок;
- составление текста устно;
- разгадывание загадок;
- решение кроссвордов;
- составление высказывания по подготовленной речевой ситуации.
Значение письма в жизни человека очень велико. Письмо позволяет проявить человеку творчество и активное участие в создании культуры, творческим путем изложить свои мысли на бумаге.
Но у детей с ограниченными возможностями здоровья существуют проблемы в обучении письменной речи из-за недоразвития всех компонентов речи.
Трудности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обучении письменной речи :
- трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
- затруднения в понимании обращенной речи;
- затруднения в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей среды.
Для коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья следует использовать следующие группы дидактических игр:
- Развитие фонематического слуха («Заменяй-ка», «Задуманное слово»);
- Развитие восприятия образа буквы («Найди меня», «Конструктор»);
- Коррекция ошибок на уровне слога («Паутина», «Отгадай-ка»);
- Коррекция ошибок на уровне слова («Слово рассыпалось», «Полубуковка»);
- Коррекция ошибок на уровне словосочетания («Найди пару», «Спросилкин»);
- Коррекция ошибок на уровне предложения («Скажи по-другому», «Склеенное предложение»);
- Коррекция ошибок на уровне связного текста («Что сначала, а что потом?», «Закончи сказку»).
Также развитию письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие виды деятельности как сочинения, изложения, составление связных рассказов по картинкам, написание писем, ведение дневника.
Самыми распространенными формами речевой патологии являются дислексия и дисграфия. Ошибки при дислексии являются повторяющимися, что позволяет отличить данные ошибки от случайных ошибок.
Упражнения для коррекции дислексии:
- чтение чистоговорок шепотом и медленно;
- чтение скороговорок, пословиц, поговорок;
- чтение на выдохе ряда согласных;
- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки;
- нахождение слов в строчке букв.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Упражнения для коррекции дисграфии:
- Найти по звуку слово;
- Назвать слово, которое отличается от остальных;
- Зашифруй слово;
- Составь слова;
- Составить как можно больше слов из букв данного слова;
- Чтение чистоговорок;
- Пальчиковая гимнастика.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной, систематической работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию всех сторон языка. А так как устная речь лежит в основе овладения письмом, эта работа поможет детям справиться с проблемами в письменной речи, помочь в овладении навыками грамотного письма и чтения.
Литература:
1. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. // Основы дефектологии, - Москва «Просвещение» 1990.
2. Ангельчева Е. В. // Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи. Развитие связной речи у слабослышащих детей, 2007, № 2.
3. Колегова И. И. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2005, № 1.
4. Троицкая Л. А. // Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с эпилепсией: Монография. — СПб. : ООО «Книжный Дом», 2007.