Лариса Панкратова
Развитие речи у детей с РАС с помощью фразового конструктора
▼ Скачать + Заказать документы
Работой над построением фразы занимаются все специалисты: учителя-логопеды, дефектологи, психологи, мы даем образцы тех фраз, с помощью которых ребенок в дальнейшем будет коммуницировать. В своей работе мы используем авторское пособие Елены Круогла «Фразовый коструктор», который строится на основе метода наглядного моделирования, фразы Валерии Ивановны Балаевой. Эти фразы очень хорошо ложатся в простые схемы которые понятны детям.
Публикация «Развитие речи у детей с РАС с помощью фразового конструктора» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На коррекционно-развивающих занятиях параллельно с пониманием речи (через предметно-практические действия с игрушками и соотнесение их с картинками, зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы, что необходимо для данной категории детей. Прежде чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к построению предложений. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.
Часть первая фразового констуктора позволяет отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных обучающемуся по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Если ребенок не соотносит рисунок со словом «папа», то используем фотографии родителей или родственников. Глаголы берем из обихода: есть, пить, спать, сидеть. После работы с картинками переводим данную фразу в игровые и обиходные действия в реальной жизни.
Во второй части фразового конструктора отрабатывается трёхсловная фраза с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что)
В третьей части фразового конструктора вводится косвенное дополнение (Кто? Что делает? Где, добавляются простые предлоги (в, на, за) и самые простые социальные места, где бывает ребёнок.
В четвертой части добавляется определение, подключается работа над развитием логического мышления с помощью вопросов. : Это зеленое сонце? А какое?
В пятой части отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов.
Таким образом, проработав разные модели фраз, ребёнок имеет возможность пользоваться ими.
При формировании фразовой речи, не ограничиваемся механическим повторением фразы, а учим детей употреблять полученные навыки в спонтанных жизненных ситуациях.