яковлева татьяна
Развитие речи мальчиков и девочек
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Как вы думаете, когда надо начинать разговаривать с малышом?
Чем же отличается развитие речи мальчиков от развития речи девочек?
По статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у мальчиков. Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие малыша влияет много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики действительно начинают говорить позже
Публикация «Развитие речи мальчиков и девочек» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается по специфическим гендерным особенностям.
На это есть несколько причин.
Во-первых, нужно учитывать природную предпосылку. Дело в том, что изначальные задачи у мальчиков и у девочек разные : у девочек это рождение потомства, накопление опыта, передача его будущим поколениям. Это, конечно же, предполагает обмен информацией, соответственно, речь у них должна развиваться быстрее.
Мальчики занимаются освоением новых территорий, добычей пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее важную роль.
Еще одна причина кроется в физиологии.
Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо : как левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление. Но те пучки нервных волокон, которые соединяют эти полушария у мальчиков очень тонкие. Они хуже передают информацию от одного полушария к другому, чем у девочек. Получается, что мальчик много знает, но ему трудно облечь свои знания в речевую форму.
Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций.
Гуление и лепет у девочек появляются раньше, чем у мальчиков. Девочки старше одного года восьми месяцев становятся более «говорливыми», в то время как мальчики достигают такой активности только после года и десяти месяцев. Девочки, достигнув восемнадцати месяцев, уже знают, приблизительно, порядка пятидесяти слов, в то время как мальчики указанное количество слов могут запомнить лишь не ранее двадцати двух месяцев.
У девочек быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. У мальчиков, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй речи, но говорят мальчики при этом «на своем языке». Глагольная лексика повествования мальчиков свидетельствует о значительной динамичности, информативности, в то время как высказывания девочек из-за частого применения существительных сравнительно предметна и статична. Кроме того, в рассказах девочек содержится и много прилагательных, что говорит об их повышенной внимательности к качеству, признаков явлений, предметов.
Девочки раньше мальчиков овладевают навыками чтения. Но, как правило, к шести годам указанные различия исчезают.
Отмечается и отсутствие различий у детей разного пола в овладении фразовой речью с акцентом на то, что у девочек наблюдается небольшой временной сдвиг в два-три месяца в их пользу.
Экспериментально установлено повышенная вербальная способность у девочек. У них более развиты способности к артикуляции и подражанию. Совершенствуя речевые навыки пониманием прочитанного, они меньше допускают ошибок во время чтения. У мальчиков же значительно развиты математические и другие способности.
У девочек лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков более развиты особенности связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.
При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме.
Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек : девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную. Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.
Как правило, речевое творчество девочек носит описательный характер и связано с эмоциональными переживаниями. Девочки в большей степени склонны персонифицировать собственное речевое высказывание, придавать ему определённый личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. В речевых высказываниях мальчиков преобладает мыслительный и когнитивный компоненты, что соответствует гендерным стереотипам о выраженной инструментальности и низкой эмоциональности мужской речи.
Мальчики стремятся высказывать своё мнение, идеи, готовы спорить. Они больше обращают внимания на смысловую сторону поведения, нежели девочки. Для девочек характерно более эмоциональное восприятие социальных ситуаций.
Таким образом, у мальчиков и девочек разные гендерные схемы речевого развития. Это обусловливает значимые различия в стилях общения: мальчики – активны, напористы, инициативны; девочки – послушны, уступчивы, разговорчивы.
Из-за речевых особенностей мальчиков и девочек, считаем необходимым подчеркнуть, что действенным в работе по развитию речи будет являться учет особенностей развития речи мальчиков и девочек.
Мальчики Девочки
Острота слуха до 8 лет Выше Ниже
Чувствительность к шуму Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами Более чувствительны
Кожная чувствительность Ниже Выше
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) Медленное.
С возрастом начинает лидировать Быстрое
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). Быстрое.
Имеется уже в 6 лет Медленное.
Трудности даже в 13 лет
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга Медленное Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
Речевое мышление Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно Лучше развита речь, но мышление более однотипно
Поисковая деятельность.
У детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи Лучше выполняют типовые задачи
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) Лучше Хуже
Период врабатываемости Медленно набирают нужный уровень работоспособности Быстро набирают работоспособность
Развитие памяти Длится достаточно долго Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание
Утомление Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей Низкое Высокое
Скорость чтения Ниже Выше
Правописание Хуже Лучше
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении Смотря не на учителя, больше нацелены на информацию Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
Добрые слова (которые нравятся самим детям) Почти нет уменьшительно-ласкательных слов Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
Рисунки детей Танки, самолёты, человек – паук Дом, цветы, животные, человек
Нарушения речи Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию Адаптируются хуже, стараются не подчиниться Адаптируются лучше
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.