Нина Бутвина
Занятие по развитию речи «Как пополнить активный словарь детей» для детей 4–5 лет
Одной из основных задач для дошкольников является развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработка четкого произношения.
Среднюю группу посещают дети в возрасте от 4 до 5 лет. В этом возрасте дети уже формируются как личности. Они критично оценивают себя и окружающих их сверстников. Стараются ни в чем не отставать от других детей. В этом же возрасте начинают проявляться индивидуальные черты характера. Общаясь в детском саду с другими сверстниками, дети учатся контактировать с окружающими, учатся у других и делятся своими знаниями с другими детьми. Все это способствует их общему развитию, развивает их кругозор, воображение, совершенствует речь.
Публикация «Занятие по развитию речи „Как пополнить активный словарь детей“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Чтобы развивать речь детей в детском саду, воспитатели:
дают представления детям об окружающих предметах;
знакомят детей с деталями и названиями частей вещей;
рассказывают о свойствах предметов и явлений;
постоянно пополняют словарный запас детей.
Самое главное, что в этом возрасте у детей появляется инициативность и самостоятельность в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Они пытаются нам много рассказать, но захлебываются в эмоциях и слов не всегда хватает. Поэтому воспитателям необходимо стараться задействовать речевую деятельность в режимных моментах.
В целом каждое занятие по развитию речи в детском саду включает в себя беседы с детьми. Тем самым у детей формируется: связная речь (умение с помощью взрослого составлять сюжет рассказа, развивать монологическую речь); словарь; грамматика (формирование навыков образовывать слова - согласовывать существительные с прилагательными); умение пересказывать сказки и рассказы; а также развитие мышления, творческого воображения.
Все занятия с детьми в этом возрасте способствует развитию речи детей:
Развитие речи (пополнение словарного запаса; основы грамотной речи; базовые знания о звуках, слогах, предложениях)
Изучение художественной литературы (чтение сказок, рассказов, стихотворений)
Математика (счет до 10, разбор геометрических фигур)
Окружающий мир (предметы, которые нас окружают; их свойства, явления)
Конструирование (развитие мелкой моторики рук, развитие умения видеть предмет, улавливать его назначение)
Лепка, аппликация, рисование (развитие творчества, мышления, моторики, речи)
Музыкальное занятие (понятие ритма и темпа музыки, пение песен)
Физкультура (развитие движений, пояснение каждого действия)
Все вышеперечисленные навыки и упражнения ребенок должен получать в доброжелательной атмосфере. Взаимоотношения между детьми должны быть на особом внимании педагогического состава. Психологический климат в детском коллективе – это первостепенное условие пребывания в саду и благоприятная атмосфера для принятия новых знаний и умений.