Галина Чуева
Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники
Г. Л. Чуева – старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 г. Белгорода
Н. С. Подгорная - воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 г. Белгорода
Публикация «Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В современной речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе…
Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией, воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Используя учения великих педагогов, мы применили в работе приёмы мнемотехники, предварительно испытав на практике эффективность наглядного материала в развитии речи детей. В этой связи мы использовали схемы методистов-практиков, творчески их совершенствовали применительно к себе.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:
Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
По нашему мнению, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективном запоминании структуры рассказов, сохранении и воспроизведении информации и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Как рекомендует педагог Т. В. Большева работу лучше начинать с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
(мнемоквадрат)
(мнемодорожка)
(мнемотаблица)
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Основная задача мнемотехники - передать условно-наглядную схему закодированного материала, чтобы нарисованное было понятно детям.
(мнемотаблица Большевой Т. В)
(мнемотаблица изготовленная совместно с детьми) Мнемотаблицы используются нами для обогащения словарного запаса детей, при обучении составлению рассказов, пересказу текста художественного произведения, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов и т. п.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Как рекомендует педагог Т. В. Большева (1) для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно предлагать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные цветовые образы: елочка - зеленая, ягодка – красная; позже - усложнять, или заменять другой заставкой, например, изобразить известный ранее персонаж уже в графическом виде.
Для детей старшего возраста схемы, по нашему мнению, рисовать следует в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Педагоги Т. М. Бондаренко, В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко предлагают свои схемы для систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе. Однако предложенные модельные схемы не всегда соответствуют решению наших задач, поэтому мы вместе с детьми творчески дополняем и перерабатываем их, готовим свой интересный материал.
Мы отметили, что использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Если раньше использование традиционных приёмов не сразу приносило желаемых результатов, так как дети затруднялись запоминать стихотворения (от многократного повторения даже самый замечательный текст можно разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память, то после зарисовки детьми условной схемы - результат запоминания значительно улучшился. При применении схем в работе по заучиванию стихотворение запоминается сразу и целиком. К тому же, разучивание стало для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Пример заучивания стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»
Вскрываются почки, как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжелые сонные веки
Весна, наконец, подняла!
Заждались прекрасную соню
Давно и луга, и леса.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока.
Взглянула с улыбкой вокруг.
И сразу жужжаньем и соком
Оживший наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зеленым своим языком
Парную апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность и мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.
Как предостерегают педагоги Т. В. Большева, Л. Е. Белоусова и др. дошкольники могут испытывать некоторые сложности при заучивании материала по схемам, поскольку следовать предложенному другими плану модели, не всегда понятно детям. И потому, первые рассказы по моделям, могут получаться весьма схематичными.
Задача воспитателя на этом этапе - показать мнемотаблицу без подробного рассказа, обратив лишь внимание на незнакомые символы и элементы. Это, так называемая, своеобразная форма самообучения. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить слова известные и понятные детям.
Опыт показал, что наиболее продуктивным методом усвоения материала детьми является этап самостоятельного изучения мнемотаблиц, который может быть и составной часть занятия, и элементом свободных игр.
Итак, по аналогии, зная принцип построения мнемотаблиц, ребята без помощи взрослого могут составлять рассказы о незнакомых им вещах и даже обучать других. Если же какую-то информацию дети не сумеют расшифровать, оказывает помощь воспитатель. Процесс прочтения детьми мнемотаблиц выглядит как загадка, а загадка активизирует познавательный процесс, желание узнать ребенком новое.
Для закрепления полученных знаний мы использовали с детьми книжки-самоделки по пройденной теме, куда помещали рассказы детей, их рисунки. Самое интересное, что ребята, пользуясь известными им символами кодирования информации, способны сами придумывать свои мнемотаблицы. Таким образом, с помощью мнемотаблиц ребята могут получать знания о мире природы, развивать логическое и образное мышление, совершенствовать устную речь в ходе рассказов по теме и при составлении новых мнемотаблиц.
Использование мнемотехники во время внеучебной деятельности.
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. - Москва: Академия, 2009, 192 с.
2. Белоусова Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – Издательство: Детство-Пресс, 2003. – 128 с.
3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство: Аст, 2008. – 668 с.
5. Логинова В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - Издательство: Детство-Пресс, 2008.- 224 с.