Мария Реус
Родительское собрание «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.
Подготовка к встрече:
1. Изготовление пригласительных билетов (принимают участие дети).
2. Оформление фотовыставки «Мы на прогулке»
3. Изготовление памяток, с советами на тему данной встречи.
4. Выставка дидактических игр, театров, книг, способствующих развитию речи детей.
5. Подбор новинок методической, детской литературы, по данной теме.
Ход встречи.
(Звучит спокойная, тихая музыка)
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время для встречи с нами. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Мы привлекаем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства, впечатления.
Сегодня мы хотим показать вам одно из занятий, которые мы проводим с детьми. (см. Приложение 2)
Проводится занятие.
Во время проведения занятий и в течение дня мы ставим перед собой основные задачи развития речи.
1. Восприятие звуковой культуры речи. Учим произносить внятно отдельные звуки. ( Н-р: Водичка льется – с- с- с; Комарик пищит З- з –з.)
2. Формирования словаря. Помогаем расширять, активизировать активный словарный запас. Используем потешки, все свои действия проговариваем.
3. Формирование грамматического строя речи. Согласовывать существительные с прилагательными ( Н-р: Морковка – большая, а не большой) Учим употреблять предлоги (в, на, под, за, около). Употреблять существительные во множественном и единственном числе: кошка – котята, утка – утята.
4. Совершенствуем связную речь. Учимся слушать внимательно, понимать заданный вопрос, понятно на него отвечать. Говорить не перебивая друг, друга. Употреблять в речи вежливые слова.
Ребенок овладевает речью в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие речевому развитию ребенка и прокомментировать свой выбор (Положить на стол в виде ромашки).
1. Эмоциональное общение взрослых с ребенком.
Постоянно разговаривать, давать поручения, связанные с необходимостью, что то сказать.
2. Общение ребенка с другими детьми.
Общение детей является одним из источников для развития у них познавательной деятельности. Присутствие поблизости других детей побуждает к поиску и исследованию, служит источником подражаний.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
Говорить не спеша, внятно, размеренно, четко произносить звуки, не употреблять лишних слов.
4. Paзвитие мелкой моторики рук.
На ладонях рук много рецепторов, их развитие способствует развитию речи. Ребенку необходимо давать игры на развитие мелкой моторики (Пуговицы, пробочки, мозаики и т. п., играть в пальчиковые игры (В родительском уголке представлены памятки с подбором пальчиковых игр) (см. Приложение 1)
А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Я хочу подарить вам работы ваших детей, которые они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома. (вручаю родителям папку с работами детей)
5. Чтение и рассматривание детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
После обсуждения факторов родителям предлагается памятка:
Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:
• Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
• У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
• У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
• В речи появляются сложные формы предложений.
• Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.
Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит?
Предлагается проанализировать просмотренное занятие.
Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогом группы, по результатам диагностики). (Обращаем особое внимание на наиболее актуальные проблемы в группе)
Большое значение для развития речи детей имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Ознакомление с природой и ее явлениями имеет большие возможности для развития речи и воспитания ребенка.
Привлечь внимание родителей к фотовыставке «Мы на прогулке»
1. Скажите пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут)
2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. (предлагаю памятку)
Отравляясь с ребенком на прогулку:
1. Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
2. В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
3. Какое сейчас время года?
4. Покормить птиц
5. Загадать загадку
6. Познакомить с народными пословицами и приметами
7. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку
8. Поиграть в игру. (Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое.
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Способствуют этому театральные этюды, где ребенок может перевоплотиться в капельку дождя, травинку, цветок…
Игра с родителями :
Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.
Спасибо, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поделились друг с другом опытом по развитию речи детей.
Подведем итоги: (высказывания родителей).
Я благодарю, Всех родителей за сотрудничество мне приятно было с вами пообщаться по теме которая меня волнует. Пусть дети радуют Вас своими успехами.
Приложение 1.
Упражнение "Домик".
Пальчики обеих рук соединены вместе, ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.
На домике висит замок.
Упражнение "Замок".
На двери висит замок, переплести пальцы рук
Кто открыть его бы смог, локти расходятся в стороны,
пальцы остаются переплетены
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли. Постукивают друг о друга основание
ладоней, пальцы распрямляются.
Упражнение "Утречко".
Эй, братец Федя, разбуди соседей (показывают большой палец левой руки).
Вставай большой,
Вставай указательный,
Вставай средний,
Вставай безымянный, правой рукой массировать пальцы левой
Вставай мизинчик. руки и наоборот.
Упражнение "Волна".
Ладонь в горизонтальном положении, делаем волнообразные движения.
По волнам плывет пароход.
Упражнение "Пароход".
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Вдох - выдох: у-у-у
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка: у-у-у.
На пароходе едут зайчики.