Валерия Басистая
Развитие речи детей с ОВЗ с помощью игр с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Как вспомогательное средство в работе по развитию речи мы используем в своей работе игры с песком. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, речи, влияет на становление всех сторон личности (Заметил швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг).
Публикация «Развитие речи детей с ОВЗ с помощью игр с песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с ЗПР. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком способствуют :
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко - слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Для игры на песке разработаны следующие принципы:
1 Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующее возможностям ребенка, формируется инструкция в сказочной форме, исключаем негативную оценку действий ребенка, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасателя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигур. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Для игры в песок в группе используется:
- педагогическая песочница. Для индивидуальной работы или для работы с детьми малой группой размер ящика 50- 70 – 8 см., желательно окрашенного в голубой цвет.
- чистый, просеянный песок занимает примерно 1/3 часть высоты песочницы.
- коллекция миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 см.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:
- наземные животные
- летающие животные
- обитатели водного мира
- жилища с мебелью
- домашняя утварь
- деревья и другие растения и пр.
- объекты небесного пространства
- транспортные средства
- объекты среды обитания человека
- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.)
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Игры в песочнице даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
-Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
-Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика.
-В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Игры в педагогической песочницы можно условно разделить на блоки
- Познавательно – речевое развитие;
- Развитие эмоциональной сферы;
- формирование социальных навыков;
- Формирование практической деятельности.
Можно выделить следующие методы и приемы:
1. Исследовательская, практическая деятельность
2. Игровая деятельность
3. Словеснык методы
4. Наглядные методы.
Организация игр – занятий с песком включает в себя следующие этапы:
1 Организационный этап включает в себя знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком – песочной феей. С помощью куклы разъясняется детям все правила поведения, запреты, поощрения. В ходе игры необходимо обращать внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая высказываться.
2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
Примеры некоторых упражнений.
«Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
- Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д.
Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.
Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки".
Также можно предложить ребенку игры "Мой город", «Чей это след?» ,"Археология", песочная аппликация.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.