Алена Парфенова
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи колец Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи колец Луллия
Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей, возможно, говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации ее в окружающей действительности.
Темочки:
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как известно, в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста.
Практика работы с детьми доказала, что воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового, и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел, и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений, в психологическом же плане защищает Я ребенка от возникающих отрицательных переживаний.
Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение.
Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.
Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.
Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:
- формировать фонетический слух;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь.
А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Игра должна состоять из двух частей:
1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание);
Читайте также: Дидактические игры для дошкольников по теме : «Фрукты, овощи, ягоды» картотека (средняя группа)
2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).
Технологическая цепочка проведения игры:
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
2. Ставится задача.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.
Круги подходят для разного возраста. Для своих детей старшего возраста я использую такие игры как «Из какого материала?», «Профессии», «Больше-меньше».
Но игра подойдет и для младшего и среднего возраста. Я подготовила такие игры как «Чей хвостик?», «Противоположности», «Чья тень?», «Подбери пару».
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
1. Игры на подбор пар:
«Назови детеныша».
2. Игры с элементом случайности в установке колец :
Д/И «Уменьшаем, увеличиваем» Д/И
3. Игры на развитие творческого воображения:
Читайте также: Использование геометрического материала на занятиях по ФЭМП в старшей группе
Д/И «Чей детеныш?» Д/И «Времена года»
Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.
Для изготовления вам потребуется: лист фанеры толщина 4 мм, обрезки ДСП (для подставки, шпилька с резьбой, шайбы, гайки.
Начертите три круга диаметром 40, 20 и10 см. По начерченному выпилите лобзиком круги.
Просверлите в центре каждого круга отверстие. Я покрасила краской из балончика. Изготовленную нами конструкцию мы делим линиями на 8 частей — секторов. На каждую часть крепим кусок липы, после чего идёт долгий и трудоёмкий процесс подбора картинок, на которые так же крепиться липа.
Дети принимали участие в вырезании и склеивании картинок для малых «Кругов Лиллуя».
Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра, знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).