Тархова Наталья
Развитие речи детей 4–5 лет. Рекомендации и советы
▼ Скачать + Заказать документы
С возрастом активно умственно развиваясь, дошкольники овладевают речью, знакомятся с богатством звукового, грамматического и лексического состава языка.
Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольников имеет важное значение. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова возрастает. Они с интересом вслушиваются в слова, находят различие и сходство в их звучании, выделяют гласные и согласные звуки, отмечают интонационную выразительность речи. Чтобы овладеть этими сложными умениями, большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова. Усвоение детьми звуковой стороны слова – это длительный процесс. На протяжении всего дошкольного детства ребенок усваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодию речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). А действию обследования звуковой стороны слова с последующим выделением из слова нужного звука предлагают учить детей целенаправленно уже в средней группе детского сада. Для этого существуют ряд рекомендаций и советов, вот некоторые из них:
Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет, Рекомендации и советы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
1. Задания быть прежде всего интересными, увлекательными, вначале быть совсем короткими, но к концу года увеличиваясь по времени.
2. Подборка и разучивание стихотворений, потешек, песенок, звучалок должны содержать звуки, которые были бы интересны детям и которые возможно обыграть. Например, полет жука, шелест листьев, пыхтение ежика. Текст стихов должен содержать не более четырех строчек и легко запоминаем.
3. Чтобы научить детей этого возраста интонационно выделять какой-то звук, потребуется длительное время. Поэтому не надо торопить детей быстрее овладевать измененной артикуляцией, тем более на начальном этапе дети учатся этому подражательно, повторяя интонационно вслед за взрослым.
4. Важно понимать, что интонационно выделяя звуки за воспитателем, дети со временем должны звук выделять не только в начале, но в любой части слова. Поэтому при подборе материала важно проследить, чтобы выделяемый звук встречался в разных позициях: в начале, в середине и в конце.
5. Необходимо планировать занятия так, чтобы несколько раз подряд дети не выделяли один и тот же звук.
6. В русском языке есть звуки, которые легко интонационно выделить, естественно они тянутся и детям они легче всего даются, но взрывные, губные звуки, которые тоже есть в языке, несмотря на трудность их для выделения, их рекомендовано чередовать с легко выделяемыми. То есть звуки должны быть любой артикуляционной характеристики, не только те звуки, которые хорошо тянутся.
При правильной организации занятий по обследованию звуковой стороны слова дети успешно в этом возрасте овладевают следующими умениями: умеют услышать часто повторяемый звук, интонационно умеют подчеркнуть нужный звук, определяют место звука в слове, самостоятельно называют слова с заданным звуком.