Получи документы

Развитие пространственных представлений как целостной сенсорно-перцептивной способности у умственно отсталых дошкольников

Галина Козлова
Развитие пространственных представлений как целостной сенсорно-перцептивной способности у умственно отсталых дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Для оценки уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет уровень сформированности пространственных представлений, так как ориентировка в пространстве – это целостная сенсорно-перцептивная способность. Для определения характера отставания в сформированности пространственных представлений и методов его преодоления необходимо исходить из данных об особенностях этих представлений у дошкольников с легкой умственной отсталостью. Формирование пространственных представлений у таких дошкольников нарушается по всем направлениям. Эти дети даже в возрасте 4-5 лет не ориентируются в пространственном расположении частей собственного тела, они испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами в наглядном плане, не могут выполнить задание по словестной инструкции, не понимают и неадекватно употребляют пространственные обозначения [2]. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не учитывают пространственные признаки предметов, не умеют пользоваться «поисковой» результативной пробой [1]. Для восприятия, уровень развития которого играет важнейшую роль в формировании пространственных представлений у таких детей, характерно замедленность и фрагментарность. Страдают внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. У детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью наблюдается разрыв между наглядным и словестным компонентами пространственного анализа из-за недоразвития мыслительных и речевых процессов. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения также отрицательно влияют на формирование пространственных представлений в познавательной, практической и бытовой деятельности [2].

Темочки:

Недостаточность сформированности пространственных представлений к концу дошкольного возраста – это одна из причин трудности в овладении детьми школьными навыками (особенно чтением и письмом). Таким образом, формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – одна из важных задач коррекционной работы, т. к. они - одна из базовых функций, входящих в любой вид деятельности и необходимый элемент подготовки ребенка к школьному обучению.

Формирование пространственных представлений должно происходить с учетом сложной структуры формирования ориентировки в пространстве, ее развития, непосредственно связанного с развитием мышления, речи и деятельности ребенка. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений является также частью работы по формированию элементарных математических представлений и состоит из направлений, которые предполагают усложнение заданий и интегрирование содержания направлений между собой для оптимального решения поставленной задачи, что обеспечивает принцип повторности, постепенности и систематичности формирования представлений. Остановимся более подробно на содержании данных направлений коррекционно-развивающей работы.

1. Формирование у дошкольника с интеллектуальной недостаточностью представлений о форме, относительности величины предметов (объема, протяженности, веса, определение этих свойств в реальных предметах, овладение сенсорными эталонами.

Начинать работу необходимо с постепенного знакомства с объемными геометрическими фигурами, обучая детей определению и выделению сначала по одному, а потом по двум признакам. Для этого проводится анализ наличия цвета, величины у каждой фигуры, сравнения ее с образцом. Выполнение практического действия сопровождается речью, которая включает в себя вопросы, побуждения, сообщения, то есть все типы коммуникативных высказываний.

Путем сопоставления и сравнения формируются такие понятия, как «большой-маленький», «широкий-узкий», «низкий-высокий». Эффективным приемом является использование различных видов дидактических упражнений, где дети учатся сравнивать предметы по величине, форме, сравнивать свою работу с образцом; учатся понимать, что каждый объект может быть разделен на части и собран в целое. Устанавливается зависимость между отдельными частями, частями и целым. При работе в этом направлении хорошо использовать дидактические игры не только на выделение по заданному свойству, но и на его отрицание («найди фигуру не синюю и не кубик»).

Содержательный компонент первого направления:

Форма

- познакомить с выбором геометрических форм и фигур по образцу. Учить подбирать, соотносить геометрические формы и фигуры по образцу (выбирать из набора разных по форме и цвету элементов);

- подбирать к реальным предметам соответствующие плоскостные геометрические формы, учить объяснять свой выбор. Подбирать к геометрическим формам соответствующие реальные предметы;

- учить называть геометрические формы и объемные фигуры в соответствии требованиям раздела «Конструирование»;

- группировать по форме по 2-м образцам, независимо от функционального назначения, фактуры, цвета и пр. Учить замечать неправильное, объяснять исправленное;

- проводить упражнения по подбору объемных предметов из большего количества, разных по форме и по функциональным особенностям, к эталонным предметам (шару, кубу, параллелепипеду);

- находить по образцу – эталону и по названию плоские изображения предметов, имеющих форму круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата;

- рассматривать сюжетные картинки для определения формы изображенных предметов.

Величина

- обращать внимание на величину как на значимый признак предметов, а так же относительность величины. Сравнивать предметы по величине (одинаковые по цвету и по форме, одинаковые по форме и разные по цвету);

- группировать предметы. Геометрические формы и объемные фигуры по величине и цвету. Подбирать к форме-эталону соответствующие предметы и игрушки;

- объединять одинаковые (по цвету, форме, величине) предметы в множества (кружки, кубики одного цвета и т. п.);

- объединять во множества предметы, одинаковые по 2-м признакам (форме и величине, цвету и величине);

- сравнивать предметы накладыванием и прикладыванием по длине, объяснять результат сравнения («этот длиннее, этот короче, здесь равно»).

- понимать и употреблять в речи слова «длинный - длиннее», «высокий - выше», «низкий - ниже»;

- группировать предметы и геометрические формы по 3-м величинам (без образца, по длине, ширине, высоте;

- учить измерять длину, ширину, высоту предметов условными мерками.

2. Формировать представления о направлениях в пространстве, сторонности у себя и собеседника, оформление это в речи, понимание зеркальности, направлении сторон, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Содержательный компонент второго направления:

- учить передвигаться в пространстве комнаты по подражанию и словестной просьбе;

- учить понимать слова, обозначающие направления движения, выполнять действия по инструкции;

- учить показывать направления движения, определять местонахождение предметов и их изменение при выполнении разных перемещений;

- выполнять различные действия с реальными и воображаемыми предметами, определять их местонахождение;

- отражать словом основные направления;

-использовать упражнения по запоминанию и воспроизведению комбинаций фигур (зрительный диктант);

- воспроизводить по образцу различное расположение объемных и плоскостных фигур (а так же с отсрочкой на 5-10 сек.);

- воссоздавать по опорным точкам геометрические фигуры, схемы рисунков. Применять графические изображения (рисунки) для содержания и решения задач;

- выполнять по словесной инструкции изображения простых предметов, размещая их в пространстве листа в соответствии с заданием;

- познакомить с некоторыми видами линий (прямой, ломаной, волнистой). Изображать эти линии по образцу и словесному заданию.

3. Развитие представлений о пространственных отношениях предметов между собой. Трудности здесь заключаются не только в недостаточном развитии восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (неточность, замедленность, фрагментарность, но и с пониманием логико – грамматических конструкций, связанных с использованием предлогов и наречий.

Содержательный компонент третьего направления:

- учить определять положение другого относительно себя («Сейчас Петя справа от меня, а теперь он впереди»);

- делать упражнения с реальными и воображаемыми предметами, перемещать их в пространстве вокруг себя и вокруг другого предмета;

- определять место, где стоит один ребенок относительно другого;

- учить словестно обозначать расположение одного предмета относительно другого;

- учить использовать необходимые термины и служебные части речи;

- упражнять а анализе пространственных отношений частей одного предмета;

- обучать моделированию пространственных отношений между двумя предметами по образцу и слову, закреплять соответствующие названия;

- учить называть расположение других предметов относительно себя при поворотах на 90, 180, 360 градусов;

- использовать строительные детали для закрепления и запоминания названий объемных фигур и их расположения относительно друг друга.

В заключении отметим, что предлагаемая коррекционно-развивающая работа способствует развитию пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, поскольку у детей складываются представления, необходимые для решения предметно - практических и умственных задач, развиваются психические функции, обогащается речь.

Литература

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.

2. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М., 1991.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М., 2001.

Публикации по теме:

Методы исследования психических процессов у дошкольников Параметры исследования: • Осведомлённость • Особенности внимания • Сенсорно-перцептивная организация • Восприятие пространственных отношений.

Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений как целостной сенсорно-перцептивной способности у умственно отсталых дошкольников
Опубликовано: 4 июня 2014 в 19:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных представлений как целостной сенсорно-перцептивной способности у умственно отсталых дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Козлова (УИ 106388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД