МААМ-картинки

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой (1 фото)

улыбка
Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой

«Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой»

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.

Публикация «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой» размещена в разделах

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Н. Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой

другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам

еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, -- они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная часть

Тема моей работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой». Цель: Создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Для достижения цели определила следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей :

* развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.

* формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

На начальном этапе изучила научно-методическую литературу по данной теме:

Отработала следующую систему работы.

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.

Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Поэтому в группе оформила уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:

• Песок и вода.

• Звук.

• Магниты.

• Бумага.

• Стекло.

• Резина.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование:

— разнообразные емкости; — шприцы, трубочки — увеличительные стекла, лупы; — измерительные приборы; — компас, бинокль; — губка, пенопласт, поролон, и т. д.

Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. И я решила провести анкетирование родителей. Целью которой было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком. По результатам анкетирования оформила: письменные консультации и ширмы-передвижки, провела родительское собрание. Одна из форм работы с родителями вечер ответов и вопросов.

А также вместе с родителями собираем познавательную литературу : энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум, «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин, «Что такое, Кто такой» (А. Г. Алексин и др., стихи, пословицы, загадки и т. д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где есть картины, иллюстрации, познавательные игры.

Каждый год в детском саду проводится выставка поделок из природного материала по теме : «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок, заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок является? положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность?

За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Разработала перспективный план по экпериментальной деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности о неживой природе (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы : песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть

По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:" сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Каждую неделю мы посвящаем определенной познавательной теме :

«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, используем определенную структуру:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Заключительная часть

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Список используемой литературы:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г

2. Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенрва Г. М. «Тропинка в природу».

Санкт-Петербург Издательство СОЮЗ, 2001г

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ,2003г

4. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».

Москва Творческий Центр, 2005г

5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

Москва Педагогическое общество России, 2005г

6. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет?»

Чебоксары 1997г

7. Л. В. Ковинко «Секреты природы – это так интересно»

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.

/ Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.

9. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом.»

Москва Творческий Центр, 2004

ide]

Публикации по теме:

Развивающие игры Б. П. Никитина. «Развивающие игры – вовсе не, какой-то эликсир талантливости, принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой
Опубликовано: 13 декабря 2011 в 15:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой» (включая файлы) размещена пользователем улыбка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД