Ирина Зеленина
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности.
Всего шесть свойств внимания.
Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении.
Новые знания должны иметь значение для ребенка.
Информация должна быть интересной для ребенка.
У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.
Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.
Мышление- это психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Виды мышления
наглядно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое
Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности.
Особое значение имеет игра.
Развиваем мышление
Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Учить сравнивать предметы.
Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.).
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.