Самойленко Виктория
Развитие познавательной сферы старших дошкольников «Домашняя игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной сферы старших дошкольников
«Домашняя игротека»
подготовила
Самойленко В. В.
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 64»
г. Таганрог
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить интеллектуальные операции, а основой их являются нервнопсихические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания. Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок познает окружающий мир. В данной системе обучения, обучения через игру, не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель – заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у ребенка получается выполнить то или иное задание не с первого раза, то он каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (о них мы говорили выше). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мне хотелось бы заострить ваше внимание на этой проблеме. От вас, родителей, требуется одно – запомнить, что ИГРА – это своеобразный ключ в ваших руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.
Игры на развитие внимания.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.
«Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три – четыре игрушки (со временем их количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем его просят отвернуться, а тем временем убирают одну игрушку или меняют их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания; развивать связную речь.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, кастрюля и книга; яблоко, груша, банан и лук и т. д.). Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему? Аналогично можно играть с помощью предметных картинок.
«Нарисуй/раскрась»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
«Найди отличия»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее и точнее найти эти отличия.
«Найди два одинаковых предмета»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Ребенка просят найти одинаковые предметы. Эту игру можно провести с использованием реальных предметов: ложек, пуговиц, прищепок и т. д.
Также вы можете предложить ребенку следующие задания:
- раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу;
- выкладывание из счетных палочек (спичек) – ребенку предлагают выложить по образцу из счетных палочек, спичек (мозаики) букву, цифру, узор, силуэт и т. п. ;
- игры на развитие зрительного и слухового внимания «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Игры на развитие памяти.
Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти (двигательная, образная, эмоциональная, словесно – логическая). Таким образом, память это фундамент развития человека в целом.
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я буду показывать картинки, на каждой из которых изображен знакомый тебе предмет (время показа 1 – 2 секунды). А теперь назови предметы, которые ты запомнил. Порядок называния предметов значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция: Я назову несколько слов, а ты слушай внимательно и запоминай: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…. Попросить ребенка повторить слова через 15-20 секунд.
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? (кресло, диван).
Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п. ,
- «Слушай и рисуй»; «Что изменилось?»; «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».
Игры на развитие мышления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Не нужно считать, если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями.
«Кто что любит?»
Цель: развивать мышление, речь.
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
«Назови одним словом»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделение существенных признаков, обогащение словарного запаса.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая ребенку назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт – автобус,. , птицы – воробей,. и т. д. Можно предложить и такой вариант: ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. что к чему подходит, назвать эти группы.
«Скажи наоборот»
Цель: развитие мышления и сообразительности, обогощение словарного запаса.
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот». Например: большой – маленький. В этой игре можно использовать мяч, перекидывая его при назывании слов. Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный Умный – глупый
Быстрый – медленный Тяжелый – легкий
Пустой – полный Храбрый – трусливый
Худой – толстый Твёрдый - мягкий
Чтобы занятия с детьми были эффективны, необходимо соблюдать следующие правила:
не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше;
повторяйте упражнения, Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой;
не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.