МААМ-картинки

Развитие познавательной сферы старших дошкольников «Домашняя игротека»

Самойленко Виктория
Развитие познавательной сферы старших дошкольников «Домашняя игротека»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной сферы старших дошкольников

«Домашняя игротека»

подготовила

Самойленко В. В.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 64»

г. Таганрог

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить интеллектуальные операции, а основой их являются нервнопсихические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания. Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок познает окружающий мир. В данной системе обучения, обучения через игру, не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель – заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у ребенка получается выполнить то или иное задание не с первого раза, то он каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (о них мы говорили выше). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мне хотелось бы заострить ваше внимание на этой проблеме. От вас, родителей, требуется одно – запомнить, что ИГРА – это своеобразный ключ в ваших руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.

Игры на развитие внимания.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

«Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три – четыре игрушки (со временем их количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем его просят отвернуться, а тем временем убирают одну игрушку или меняют их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что изменилось?

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания; развивать связную речь.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, кастрюля и книга; яблоко, груша, банан и лук и т. д.). Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему? Аналогично можно играть с помощью предметных картинок.

«Нарисуй/раскрась»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

«Найди отличия»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее и точнее найти эти отличия.

«Найди два одинаковых предмета»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Ребенка просят найти одинаковые предметы. Эту игру можно провести с использованием реальных предметов: ложек, пуговиц, прищепок и т. д.

Также вы можете предложить ребенку следующие задания:

- раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу;

- выкладывание из счетных палочек (спичек) – ребенку предлагают выложить по образцу из счетных палочек, спичек (мозаики) букву, цифру, узор, силуэт и т. п. ;

- игры на развитие зрительного и слухового внимания «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Игры на развитие памяти.

Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти (двигательная, образная, эмоциональная, словесно – логическая). Таким образом, память это фундамент развития человека в целом.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я буду показывать картинки, на каждой из которых изображен знакомый тебе предмет (время показа 1 – 2 секунды). А теперь назови предметы, которые ты запомнил. Порядок называния предметов значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Я назову несколько слов, а ты слушай внимательно и запоминай: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…. Попросить ребенка повторить слова через 15-20 секунд.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? (кресло, диван).

Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п. ,

- «Слушай и рисуй»; «Что изменилось?»; «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

Игры на развитие мышления.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Не нужно считать, если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями.

«Кто что любит?»

Цель: развивать мышление, речь.

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

«Назови одним словом»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделение существенных признаков, обогащение словарного запаса.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая ребенку назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт – автобус,. , птицы – воробей,. и т. д. Можно предложить и такой вариант: ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. что к чему подходит, назвать эти группы.

«Скажи наоборот»

Цель: развитие мышления и сообразительности, обогощение словарного запаса.

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот». Например: большой – маленький. В этой игре можно использовать мяч, перекидывая его при назывании слов. Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный Умный – глупый

Быстрый – медленный Тяжелый – легкий

Пустой – полный Храбрый – трусливый

Худой – толстый Твёрдый - мягкий

Чтобы занятия с детьми были эффективны, необходимо соблюдать следующие правила:

не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше;

повторяйте упражнения, Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой;

не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Домашняя игротекаДомашняя игротека Ни для кого не секрет, что современные дети все больше увлечены и привязаны к различным гаджетам. Родители, с легкой руки которых и происходит.

Игротека для старших дошкольников с ТНРИгротека для старших дошкольников с ТНР Ни для кого не секрет, что у старших дошкольников с ТНР недостаточно развит словарный запас. Активный и пассивный словарь дошкольника необходимо.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие познавательной сферы старших дошкольников «Домашняя игротека»
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 13:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной сферы старших дошкольников «Домашняя игротека»» (включая файлы) размещена пользователем Самойленко Виктория (УИ 1228076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД