Ирина Рыжих
Развитие потребности в общении со сверстниками детей среднего дошкольного возраста в повседневной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Введение 4
1. Рекомендации по организации общения дошкольников со сверстниками 5
2. Консультация для воспитателей ДОУ «Развиваем навыки общения» 9
3. Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у воспитанников ДОУ» 10
4. Использованная литература 16
Введение
Публикация «Развитие потребности в общении со сверстниками детей среднего дошкольного возраста в повседневной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение в детском саду отличается яркой эмоциональной насыщенностью. В общении со сверстниками наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослыми, которое носит более сдержанный эмоциональный характер. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков. Сверстники создают условия для самостоятельного речевого творчества. В общении с другими детьми ребенку важнее высказаться самому, чем вы слушать другого. Действия ребенка, которые направлены на сверстника, более многообразны. В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, организовывать совместную игру. Общаясь с детьми, ребенок фантазирует, выражает обиду, при творятся. Дошкольники активно используют различные речевые средства.
Дошкольники, которые не общаются со сверстниками, испытывают трудности в общении со взрослыми. Взрослый сохраняет значение авторитетного, любимого человека, но сверстник обгоняет его по своей привлекательности, он становится предпочитаемым. Ребенок не обращает внимание на внешний вид сверстника, его душевное состояние, но очень остро воспринимает отношение к самому себе.
Общение со сверстниками порождает у детей избирательные привязанности между друг другом. Важно для детей игровое сотрудничество и общность мнений и взглядов. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей.
1. Рекомендации по организации общения дошкольников со сверстниками.
Организация доброжелательных отношений и общения между детьми – одна из наиболее трудных и существенных задач, стоящих перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.
Выявление уровня развития общения дошкольников с ровесниками показали, что большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу.
Хотя инициативные обращения детей к сверстнику еще не выделяются настойчивостью, однако всё же они, пусть иногда соглашаются играть друг с другом, отзываются на предложение делать что-то сообща; периодически дети проявляют свое эмоциональное состояние (сердятся, улыбаются, употребляют жесты и знакомые слова в ответ на обращения сверстника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей формируется потребность в общении друг с другом, вырабатываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.
Необходимо помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить ровесника и общаться с ним на равных, поэтому были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по организации оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками :
1. Вырабатывайте положительное отношение к ровесникам, своим поведением выказывая уважительное отношение ко всем детям.
2. Привлекайте внимание дошкольников к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сострадания, сопереживания другому ребенку. Организуйте коллективные игры, учите согласовывать свои действия, учитывая желания других детей.
3. Помогайте дошкольникам мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, внедряя принцип очередности, переводя внимание на продуктивные формы взаимодействия (чтение книги, новая игра, прогулки). Не сравнивайте детей со сверстниками при оценке их умений, возможностей, достижений, тем самым преуменьшая и даже унижая его достоинство либо достоинство ровесника.
Можно сопоставлять достижения ребенка только с его же достижениями на предшествующем этапе, демонстрируя, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще предстоит научиться, формируя перспективу позитивного развития и закрепляя образ себя как развивающейся личности.
4. Необходимо подчеркивать индивидуальные различия между дошкольниками. Осознание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание таких же прав другого человека – значительный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Для организации доброжелательных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста можно применять следующие приемы:
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Катя, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого. (спасибо)», «Дима, ты что-то забыл сказать, а вот в Англии и Дании на прощание говорят. (до свидания)».
2. Для развития умения устанавливать контакт со сверстником можно использовать следующие игры:
«Комплимент» — дошкольники становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, хвалят его, говорят несколько добрых слов. («Ты веселая, ты всегда делишься, у тебя красивое платье.»). Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»
«Улыбка» —сидя в кругу дошкольники берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий и становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, бабушка, дедушка или друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
3. Для поддержания желания и совершенствования умения выказывать свое настроение можно использовать следующие задания:
Предложите дошкольникам обзавестись «Дневником настроения». В нем ребенок сможет описать явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один мешочек нужно предложить детям сложить плохое настроение, в другой — хорошее, до этого нужно посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз дошкольник был в хорошем и плохом настроении.
Упражнения из цикла «Я и мои эмоции». «Лица» — дошкольники рисуют на листе бумаги лица с разнообразными выражениями настроения: радостное, печальное. ; «Мимическая гимнастика» — дети хмурятся, как рассерженный человек, как осенняя туча; улыбаются, как хитрая лиса, как солнце; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое; «Маски» — один дошкольник изображает настроение при помощи мимики, а другие дети определяют, получилось ли изобразить маску; «Глаза в глаза» — дошкольники разделяются на пары и, смотря друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Мне весело, давай вместе играть», «Я грустный, помоги мне!», «Я не хочу с тобой дружить»; «Как ты себя сегодня чувствуешь?» — дошкольник выбирает из предложенных карточек, которые изображают разнообразное настроение, ту, которая максимально похожа на его настроение, на настроение его папы, мамы.
4. Для совершенствования у дошкольников умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на фотографии, рисунке, диафильме, а затем предложите следующие упражнения:
«Угадай» — дошкольник воспроизводит жест, а остальные угадывают его значение;
«Походки» — один из детей изображает походку кого-либо (человека, птицы, животного и т. д., а другие дети угадывают, кому она принадлежит;
«Иностранец» — один из детей, изображая иностранца, с помощью мимики и жестов спрашивает, как пройти в бассейн, в зоопарк, на площадь, а другие дети, также при помощи мимики и жестов, отвечают на его вопросы.
5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:
изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
6. Для развития у дошкольников эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
участие в кукольном спектакле, показе сказок, то в качестве актеров, то в качестве зрителей (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение поможет дошкольнику углубленно осмыслить художественное произведение);
сюжетные творческие игры, с повторением сцен — дошкольник играет сначала одну роль, потом тут же вторую (это помогает научить детей представлять эмоциональное состояние другого);
разговор по телефону со сказочными персонажами, проявляя свое отношение к тому или другому персонажу;
«Опиши друга» — двое дошкольников становятся спиной друг к другу и по очереди описывают одежду, прическу другого, а после этого выясняется, кто оказался точнее;
«Подари подарок другу» — с помощью жестов и мимики дошкольники изображают подарок и дарят его друг другу;
«Царевна-Несмеяна» — дошкольники пытаются развеселить одного ребенка разнообразными способами: рассказывают веселую историю, анекдот, предлагают игру.
7. Для развития у дошкольников умения вести себя в конфликтной ситуации анализируйте с детьми такие ситуации, которые бывалиу детей в прошлом. Для анализа поведения конфликтовавших дошкольников применяйтесходное поведение сказочных персонажей известных детям.
8. Для закрепления коммуникативных умений у дошкольников предложите им такую форму общения, как общение с малышами. Им необходимо будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Общение со сверстниками исполняет значительную роль в развитии личности дошкольника, в процессах его социализации.
Для ребенка его общение с остальными людьми не только источник многообразных переживаний, но и основное условие развития его личности. Воспитание дошкольника в коллективе сверстников - главнейшее условие всестороннего развития его личности и выявления ею внутренних богатств.
2. Консультация для воспитателей ДОУ «Развиваем навыки общения»
Как научить дошкольников общаться? Как способствовать развитию у них навыков общения со сверстниками? Как сплотить детей в группе и научить их бережно относиться друг к другу? Чтобы ответить на эти вопросы, снизить нервно - психическое напряжение детей, предлагаю поиграть.
Игра "Воображаемый подарок"
Дети садятся в круг. Ведущий придумывает, какой подарок он хотел бы подарить сидящему рядом ребенку. Показывает подарок с помощью мимики и жестов. Дети все вмести (или поочередно) отгадывают, что это за подарок. Ребенок, "получивший" его, благодарит ведущего кивком головы, " откладывает" в сторону свой подарок. Копируя движения ведущего, стараясь изобразить подарок как можно точнее, он " дарит" его следующему игроку.
Усложнение: дети самостоятельно придумывают и "дарят" друг другу подарки.
Игра - угадайка
Дети встают в круг или садятся в круг. Каждый задумывает животное, которым он хотел бы быть. Через некоторое время "зверь" подходит к одному из детей в кругу и говорит : "Я. и меня зовут. А ты кто?" В ответ на это ребенок встает и показывает своего зверя. Потом он подходит к следующему играющему.
Игра "Ласковые слова"
Дети садятся в круг и по очереди говорят друг другу ласковые слова. Обращаться при этом необходимо к одному ребенку, а не ко всем сразу. Первое слово говорит тот, кто сидит ближе к ведущему, а затем сидящий справа от него и т. д. дошкольник, который не может придумать ласковое слово, выбывает из круга, а игра продолжается до тех пор, пока останется один победитель.
Игра "Давай поздороваемся"
дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
* один хлопок - здороваемся за руку;
* два хлопка - здороваемся плечиками;
* три хлопка - здороваться спинками.
3. Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у воспитателей ДОУ»
Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может обеспечиваться высокий уровень работы.
В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость, особенно необходимы, поскольку воспитатели компенсируют детям отсутствие матери на период пребывания в ДОУ. Воспитатель так же заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей. Для развития детских интересов воспитатель использует игры, занятия, режимные моменты жизни в ДОУ, руководит деятельностью детей.
Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Хороший воспитатель заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями. Вызвать у родителей расположение к детскому саду, создать положительный эмоциональный фон общения, дать представление об эффективных методиках развивающего обучения.
При реализации коммуникативной функции для педагога дошкольного учреждения громадное значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем сами слова, поэтому необходимо сохранять доброжелательную положительно-эмоциональную атмосферу.
Часто у дошкольников возникают проблемы, связанные с адаптацией к новому коллективу, с налаживанием контакта со сверстниками и взрослыми. Детям можно помочь, если использовать игровые упражнения, развивающие коммуникативные навыки.
Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, который содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника. Поэтому, для формирования коммуникативных умений у дошкольников применяются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.
Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», как приветствие, а также как элементы начала любой совместной деятельности детей.
Попрошу желающих выйти в круг
1. «Приветствие»
1. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой. Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
2. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой. Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
3. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Хлопнем по плечам рукой. Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
4. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И обнимемся с тобой. Скажем: «здравствуй» мы друг другу
Рады-рады все друг-другу!
2. Игра «Лучики».
Предлагаю почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом с друзьями.
Проснулось Солнце, и сладко зевнуло, (нарисовать большой круг руками)
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть вперед руки)
Солнышко щечки тебе поласкало, (потереть свои щеки)
Доброго утра нам всем пожелало (обнимаем себя за плечи).
3. Игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям;
Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».
4. «Мыльные пузырьки».
Цель. Образовать большой мыльный пузырь, сохраняя осанку.
Содержание игры. Каждый пузырёк образуют два – три участника, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки летают по залу.
Правила. Для того чтобы пузырёк увеличился в размере, пары, осторожно соприкасаясь, и проникая друг в друга, образуют новый пузырёк большего размера, и так до тех пор, пока все участники игры не образуют один большой мыльный пузырь.
5. «Ракета»
Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.
Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно при-поднимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.
6. «Коробка добрых поступков»
Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание позитивного настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Возраст : 5 лет.
Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок. При этом неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Таким образом, в ходе систематической целенаправленной работы дети к среднему дошкольному возрасту начинают лучше взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, считаться с интересами товарищей. В группе меньше ссор между детьми, они уже владеют элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Работу по развитию коммуникативных навыков необходимо продолжать и с детьми старшего дошкольного возраста и очень хочется, чтобы в этом нас поддерживали родители.
4. Использованная литература
1. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие. – М., 2019-198с.
2. Смирнова, Е. О., Утробина, В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст]/ Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – М., 2015. № 3-132с.
3. Смирнова, Е. О., Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников : Диагностика проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2018. – 160с.
4. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры [Текст ]/И. Фришман//Дошкольное воспитание. -М. ,2016.-№2-с. 16-24.
5. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О. В. Хухлаевой. М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2017.- 224с.
6. Репина, Г. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]/Г. А. Репина. – М., 2015-310с.