Елена Перовская
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Е. А. Перовская
г. Челябинск
Дети дошкольного возраста способны интенсивно запоминать и воспроизводить события, явления, предметы. Взрослому человеку почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, а из дошкольного возраста всплывает много ярких воспоминаний.
В этот период у детей преобладает непроизвольная память, «это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от её характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно» (В. С. Мухина).
Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая с детьми разного дошкольного возраста, я сделала вывод, что качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детально восприятие, обдумывание и группировка в процессе действия. При простом рассмотрении картинки ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают разложить картинки по темам: сезоны, игрушки, мебель и т. д. «Непроизвольное запоминание является косвенным дополнительным результатом, выполняемых ребенком действий восприятия и мышления» (В. С. Мухина). У младших дошкольников непроизвольное запоминание и воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок ещё не может поставить пред собой цель запомнить что-нибудь и тем более, применять для этого специальные приемы.
В моей практике при предъявлению ребенку трех лет картинки с просьбой её рассмотреть и запомнить, почти все дети бросив на картинку беглый взгляд, тут же отводили её в сторону, просили показать другую или пытались рассуждать, вспоминая случаи из прошлого опыта, например, капуста- у моей бабушки в саду растет капуста, морковка, яблоки; чашка - мой папа разбил чашку. Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запомнить у детей не наблюдалось.
Гораздо позднее, лишь к четырем- пяти годам, начинает складываться произвольная память. Благоприятные условия запоминания формируются, конечно, в игре. Например, играя в магазин, ребенок запоминает больше слов, взяв на себя роль покупателя, чем по прямого требованию взрослого запомнить и воспроизвести. Также выполняя игровую задачу, которая начинается одинаковой начальной фразой для каждого, но разной по содержанию, дети трех-четырех лет, не понимая содержания, начинали выполнять её, даже не выслушав до конца. Более старшие дети- пяти лет, выполняя игровое условие- передать предмет кому-либо и сопровождать действия словами передавали только предмет и на вопрос «что ещё нужно сделать?» отвечали: «Ничего».
Иначе вели себя старшие дети шести-семи лет. Они не только выслушивали игровое поручение, но и пытались запомнить его. Иногда можно было увидеть, как ребенок шевелит губами и повторяет про себя фразу на пути к объекту. Передавая поручение, он не просто «выпаливает» его, но старается вспомнить забытое. Очевидно, что при этом как-то внутренне напрягаясь, он пытается отыскать в памяти необходимое. Его внутренняя активность была в этом случае направлена на определенную цель - вспомнить содержание сообщения (по материалам А. Н. Леонтьева).
По формулировке В. С. Мухиной овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, ещё не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т. к. ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не старается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.
Приемы запоминания обычно ребенок не изобретает сам, ему их подсказывают взрослые, например, предлагая игру «Распутай путаницу».
Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению и восстанавливать прежний порядок расположения предметов.
Материал: игрушки по-разному оформленные, которые можно сгруппировать (куклы, зверушки, автомобили, кубики).
Все игрушки расставляются на столе в определенном порядке. Ребенок закрывает глаза, а ведущий меняет расположение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспомнить, как было раньше и восстановить прежний порядок.
Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задания: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Заинтересовавшись, ребенок может и сам создавать путаницу, придумывая самые неожиданные ситуации.
В этой игре решается сразу несколько задач по развитию непроизвольной памяти.
Очень хороший прием запоминания названий и последовательности времен года на основе стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».
Игра «Какое время года».
Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности времен года. Отгадайте загадки:
Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома,
Зовут меня. .
(зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня.
(весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» —приглашаю. И любите за это
Вы все меня. Я., ~ - ,
(лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен,
И елочек. Я., .
(осень)
Назовите по порядку названия времен года, начиная с весны. С лета. С зимы. С осени.
Прочитайте ребенку стихотворение «Времена года» А. Кузнецовой:
Придумала мать дочерям имена:
Вот — Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна — зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло — все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды —
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля
Зимой отдыхает и дремлет Земля.
Вывод: данная игра стимулирует работу памяти и помогает провести анализ прошлого опыта по теме «времена года».
Работая с детьми по развитию памяти, я использую подборку дидактических игр.
Кроме игр, способствует развитию памяти у дошкольников ряд важных факторов :
• Правильно питание.
Ежедневное меню стимулирует развитие памяти, если оно рационально и сбалансировано. А приемы пищи часты и не слишком обильны. В рациона должны преобладать фрукты, овощи, крупы, сыры, орехи, бобовые, мясо птицы и жирная рыба. В зимний период ребенку необходимы поливитамины.
• Оптимальный режим дня.
Правильная организация режима дня является важным условием, обеспечивающим развитие памяти и повышение успеваемости ребенка. Дозированную умственную активность следует чередовать с часами отдыха и полноценного сна, в зависимости от возраста ребенка. Особое время необходимо уделять физическим нагрузкам.
Обобщая достижения в дошкольном периоде по развитию произвольной памяти у детей, опираясь на мнение специалистов, я могу сделать вывод о том, что у детей, с которыми проводилась работа, основанная на применении вышеуказанных методов и факторов, можно отметить достаточно высокий уровень умственного развития. Поэтому я считаю, что направление моей работы является целесообразным.
Литература:
1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. -- М. ; Л., 1935.
2. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.