Татьяна Барбакарь
Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой составления описательного рассказа. Этот вид деятельности вызывает затруднения, так как, ребенку приходится держать в памяти план рассказа, разбирать в предложенной схеме, вспоминать информацию о предмете, причем эта информация, как правило, получена со слов взрослого и не всегда хорошо запоминается. Для решения всех этих затруднений, а также для формирования самостоятельности инициативности в деятельности ребенка я предлагаю введение в экспериментальную деятельность самостоятельного изучения предметов с ведением исследовательского дневника. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов.
Публикация «Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований» размещена в разделах
Затем предлагается предмет для изучения (любой предмет, имеющий отношение к изучаемой лексической теме). Два ребенка получают звание «юных ученых». Это очень почетное и ответственное звание, оно повышает статус ребенка в группе.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Работая с детьми среднего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой составления описательного рассказа](https://www.maam.ru/upload/blogs/2f446906304707f75311c008454de3a3.jpg.jpg)
Вместе с этим повышается интерес детей. Для исследования отводится определенное место.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Исследовательская деятельность исследовательского дневника](https://www.maam.ru/upload/blogs/4616cd48fc071e0fb1a9ebdd02a1e720.jpg.jpg)
Остальные дети занимаются другой деятельностью. Исследователи рассматривают предмет, обмениваются мнениями о его характерных особенностях. Дети проводят различные манипуляции с предметом : мнут, гладят, взвешивают в руке, нюхают, может, даже пробуют на вкус, если предмет съедобный.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Дети знакомятся с символами обозначающими характеристики предметов](https://www.maam.ru/upload/blogs/991bef36d109231e7939780303df39a0.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований размещена в разделах Исследовательская деятельность Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/bd614d0fce9e609ae82359da49916a72.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Материалы для педагогов Темочки Затем предлагается предмет для изучения любой предмет имеющий отношение к изучаемой лексической теме](https://www.maam.ru/upload/blogs/058354ffd29c0e29b6abc158bfdacfb5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Два ребенка получают звание юных ученых](https://www.maam.ru/upload/blogs/205b9f28ea761a6688ffa6578c379b25.jpg.jpg)
Если им для изучения предмета нужны дополнительные условия, такие условия предоставляются. Например: емкость с водой, чтобы определить, тонет ли предмет, легкий он или тяжелый; магнит, чтобы определить, что предмет изготовлен из железа и т. д.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Это очень почетное и ответственное звание оно повышает статус ребенка в группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/aef11f67b32223883181b718fd4231a3.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Вместе с этим повышается интерес детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/3230c6c65bae4cac00ac6096af78589a.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Для исследования отводится определенное место](https://www.maam.ru/upload/blogs/9321591b8b608bbfeaac46c2052cdc02.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Остальные дети занимаются другой деятельностью](https://www.maam.ru/upload/blogs/4e2186f0fd04e90e8d66aeec45fea603.jpg.jpg)
Определив характерную особенность предмета, дети из знакомых символов выбирают тот, который соответствует данной особенности, и приклеивают его на заготовленный лист дневника (он состоит из отдельных листов, представляющих собой отчет о проведенном исследовании).
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Исследователи рассматривают предмет обмениваются мнениями о его характерных особенностях](https://www.maam.ru/upload/blogs/fc3d851647b53c020676bdfc8f852e7f.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Дети проводят различные манипуляции с предметом мнут гладят взвешивают в руке нюхают может даже пробуют на вкус если предмет съедобный](https://www.maam.ru/upload/blogs/8b4b97714ab8850b7ab88920d9bad3b1.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Если им для изучения предмета нужны дополнительные условия такие условия предоставляются](https://www.maam.ru/upload/blogs/10e4d5134180e2da60883916a65504fa.jpg.jpg)
После окончания исследования предмет зарисовывается, воспитатель вписывает имена «юных ученых». Затем «ученые» приглашают остальных детей и перед детской аудиторией самостоятельно рассказывают о своем исследовании, проведенных манипуляциях, наблюдениях и собственных выводах, в результате чего получается описательный рассказ.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Например емкость с водой чтобы определить тонет ли предмет легкий он или тяжелый магнит чтобы определить что предмет изготовлен из железа и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/cd238607a596658d3fbd74838e75ffae.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 После окончания исследования предмет зарисовывается воспитатель вписывает имена юных ученых](https://www.maam.ru/upload/blogs/df645986f7aacfaf12da1c5d4a8ccca6.jpg.jpg)
Благодаря символам дети гораздо быстрее запоминают качественные и относительные прилагательные и вводят их в повседневную речь. Поскольку дети с помощью манипулирования сами выявляют характеристики предмета, информация ими узнается самостоятельно. Такого рода информация им более понятна, она становится частью жизненного опыта, поэтому дольше держится в памяти. Навык составления описательного рассказа формируется легче и гораздо быстрее. Дети уверенно описывают предмет. После отчета слушатели могут задавать вопросы, что стимулирует как познавательную активность детей, так и умение составлять вопросительное высказывание.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Благодаря символам дети гораздо быстрее запоминают качественные и относительные прилагательные и вводят их в повседневную речь](https://www.maam.ru/upload/blogs/876032da9010f0e13a0ad61fd5e68ba0.jpg.jpg)
При организации следующего исследования один «ученый» выбирается из предыдущей пары, а его партнером становится другой ребенок группы. Это делается для того, чтобы снизить! участие взрослого в исследовании. Ребенок, уже знакомый с процедурой опыта, берет на себя роль ведущего исследователя, а второй ребенок - роль ведомого. Таким образом, один ребенок обучает другого, что повышает его самооценку и является стимулом к развитию познавательной активности.
Во время такой работы формируются партнерские отношения между детьми.