Приложение МААМ

Развитие навыков общения у детей в процессе театрализованной деятельности.

Меринова Елена
Развитие навыков общения у детей в процессе театрализованной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

В. А Сухомлинский

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается «взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата».

Публикация «Развитие навыков общения у детей в процессе театрализованной деятельности,» размещена в разделах

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором каждый занимает различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняются. Они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углубленным пониманием содержания нравственных качеств. Отношение ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с родителями, воспитателями детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Дети 5-6 года жизни уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для формирования этих навыков идеально подходит театрально-игровая деятельность дошкольников.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалога и монолога, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театр, по словам С. В. Образцова, – «средство воспитания человеческих душ». Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно игровые моменты дает возможность ребенку не принудительно, а естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. В результате наблюдения за детьми мы сделали вывод, что дети 5-го года жизни испытывают трудности в своих отношениях со сверстниками и взрослыми. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Я заметила, что наибольший интерес у моих воспитанников вызывает театрализованная игра, поэтому перед собой поставили цель: через театрально-игровую деятельность помочь детям сформировать навыки общения. Так, как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной были намечены следующие задачи:

создать для детей атмосферу, которая побуждала бы их к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;

создать развивающую художественную среду, стимулирующую художественно-речевую и театрально-игровую деятельность;

формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

развивать как вербальные (речь) так и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима);

активизировать словарь ребенка;

воспитывать чувство эмпатии.

Мы предположили, что в ходе работы по решению намеченных задач, у наших воспитанников сформируются вербальные и невербальные навыки общения такие, как выразительность речи, исполнительские навыки, пластика движений, мимика, эмоциональная отзывчивость; дети станут активными, самостоятельными, способными к совместным коллективным театральным действиям. Главное – создать каждому ребенку условия для общения. Ведь в каждом маленьком человечке заложен росточек талантливости, творчества, из которого должен вырасти и раскрыться «неповторимый цветочек».

Литература:

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Белая А. Е. Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.

Большой толковый психологический словарь. Т. 1 – 2; Пер. с англ. /Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Вече», 2001.

Васильева Н. Н. Навоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т. 2

Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М., 1999.

Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Любина Г. А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн., 2002.

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1988.

Петрова Т. И. Театральные игры в детском саду. М., 2000.

Пожеленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов

Публикации по теме:

Эссе «Моя педагогическая философия». Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный.

Здоровьесберегающие технологии. Презентация Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков общения у детей в процессе театрализованной деятельности.
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 19:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков общения у детей в процессе театрализованной деятельности.» (включая файлы) размещена пользователем Меринова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД