Коршикова Светлана Григорьевна
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников: нейродинамическая гимнастика, работа в прописях
▼ Скачать + Заказать документы
Роджер Сперри в 1981 г. получил Нобелевскую премию за открытие того, что оба полушария отвечают за разные мыслительные процессы. То есть, если левое полушарие – это последовательность, логика и структура, то правое – это интуиция, воображение, образы. Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и эффективнее.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников: нейродинамическая гимнастика, работа в прописях» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей. Удивительно, правда?
Нестандартные техники творчества сейчас набирают популярность особенно в среде родителей. Многие слышали о невероятной пользе рисования двумя руками для интеллектуального развития и предлагают деткам попробовать новую игру. Некоторые узнавали о подобных упражнениях из рекомендаций нейропсихологов.
Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. С этими проблемами сталкивается все больше современных учеников начальных классов. Даже спустя несколько лет многие делают серьезные ошибки в чтении и письме. Например, дети путают или пропускают буквы. Знакомая ситуация?
Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
На базе МБДОУ ДС №21 «Сказка» мной проводится работа с детьми компенсирующей группы с тяжелым нарушением речи. Были разработаны занятия с применением комплексов нейродинамической гимнастики и раскрасок с заданиями для развития межполушарного взаимодействия.
Цель занятий: формирование межфункционального взаимодействия высших психических функций у старших дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
а) формирование устойчивых координат («право-лево», «верх-низ»);
б) формирование зрительно-пространственного восприятия;
в) формирование зрительно-моторных координации;
г) развитие тонкой моторики — возможность точного выполнения изоли-рованных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
д) развитие произвольной регуляции движений;
е) произвольной регуляции поведения.
Время проведения: 20 – 30 минут (индивидуально, малой группой).
На занятиях используются пособия Трясоруковой Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика», «Развитие межполушарного взаимодействия у детей : раскраска с заданиями».
Планируемые результаты:
• Развитие межполушарного взаймодействия;
• Стабилизация работы вестибулярной системы;
• Улучшение координации, моторной ловкости, мелкой / крупной моторики;
• развитие внимания : увеличение объема, переключаемости, концентрации;
• развитие саморегуляции и контроля;
• стимуляция психоречевого развития.
Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным. Мануальный блок – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Под влиянием кинестетических импульсов от руки (пальцев) включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи. Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно – моторную координацию, а также расширить взаимосвязи и баланс между правым и левым полушариями.
Задания в прописях построены на использовании в работе с детьми метода психографики. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Эти обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно – моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Предлагаю рассмотреть несколько упражнений из мануального блока.
Предложите ребенку:
• Сжать кисть левой руки в кулак, затем поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. Повторите движения по аналогии для правой руки.
• Поочередно сгибать и разгибать по 3 – 4 раза пальцы, начиная с мизинца левой руки, затем повторить движения по аналогии для правой руки.
• Постучать по столу расслабленной кистью левой руки, а затем – правой в течении 10 секунд.
• Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев обеих рук. Пальцами левой руки с усилением нажать на пальцы правой, затем наоборот.
Вам потребуется: 4 счетные палочки. Счетные палочки раскладываются на столе перед ребенком. Задача ребенка – брать их по одной одноименными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами).
Психомоторный блок:
Ребенку предлагается два начерченных квадрата размером 10 на 10 см. Затем он ставит точки в течении 30 сек. Левой рукой в квадрате с левой стороны, а потом правой с правой стороны.
Взять в правую и левую руки по фломастеру, вычеркнуть в таблице левой рукой квадраты, а правой рукой – круги.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по – своему. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.